Асланян С.Р. Описание системы воспитательной работы в классе и её влияние на развитие воспитательного пространства школы
Библиографическое описание:
Асланян С.Р.#nbsp;Описание системы воспитательной работы в классе и её влияние на развитие воспитательного пространства школы // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf
В нашем мире так много зла и насилия… Порой бывает страшно от мысли, что в нем предстоит жить нашим малышам. А откуда берутся насилие, зло, несправедливость, взаимное непонимание и, как следствие этого, конфликты разной величины? Не прорастают ли они корнями в нашем детстве?
Задавая себе такие вопросы, я пришла к мысли, что воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были: своим цветом кожи, своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре. Другими словами, необходимо формировать такие базовые компетентности, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной родины быть толерантным во всех отношениях и на этой базе стать настоящими интеллигентными людьми.
В последние годы в педагогической среде появляется новое понятие «воспитательная система класса». Его появление обусловлено возросшим интересом к применению системного подхода в образовании школьников.
Большинство исследователей считали, что воспитательную систему можно создать в образовательном учреждении, районе, городе, области. Школьный класс принято рассматривать как компонент воспитательной системы образовательного учреждения. Важную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным системообразующим фактором. Классный руководитель является самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в классе. В основе развития ученического коллектива и личности в нем, по мнению А.С. Макаренко, лежит закон перспективных линий. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся члены коллектива. Перспективы по продолжительности их достижения могут быть близкими, средними, далекими, по социальной ценности «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга». Классные руководители совместно с учащимися и их родителями пытаются определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса. Учащиеся класса являются полноправными субъектами своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. В связи с этим определились цели и задачи обучения и воспитания моего класса.
Цель: Формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную и этическую культуру человека.
Задачи:
· формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
· знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений.
· формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность;
· учить обучающихся приемам преодоления проблем в общении;
· формировать у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений в обществе.
Являясь классным руководителем в течение многих лет, я понимаю, что младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Всю воспитательную работу планирую по следующим направлениям: патриотическое, гражданско-правовое, художественное-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, трудовое.
Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы, диспуты, праздники, экскурсии, соревнования, конкурсы. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Открытость классной воспитательной системы заключается в том, что классный руководитель и школьники заботятся об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов внутри школы и за ее пределами, ищут друзей класса из ближайшего социального окружения. Ими могут быть люди разных возрастов, разных профессий. Интерес представляет опыт духовных наставников класса, которыми могут быть представители искусства, культуры.
За межаттестационный период провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, и многие другие. Огромное внимание уделяю воспитательным мероприятиям проводимых в школе. Т.к. считаю, каждый ребѐнок может проявить свои способности в определённом направлении, только попробовав свои силы во время подготовки к различным мероприятиям и участия в них. Спектр школьных мероприятий, в которых участвовал мой класс, разнообразный: «Старшеклассники и я – лучшие друзья», театральные постановки конкурса «Театр Детства», ведущие на празднике «Прощание с начальной школой», участники Новогодних выступлений и фольклорного праздника «Масленица », парада Победы и многих других субботниках, акциях, смотрах, художественной самодеятельности.
Я считаю, что результативностью является: индивидуальный рост каждого моего воспитанника и сплочение нашего классного коллектива. Надо сказать, что только терпение, сдержанность привели к тому, что мои ребята стали намного сдержаннее, терпимее друг к другу, вежливее. Так же одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед.
Работая в этом направлении, воспитываю в ребятах ответственность за свои поступки и проступки. И хочу отметить то, что мои воспитанники не состоят на учѐте в КДН.
Совместно с родителями мы анализируем уровень воспитанности детей, оцениваем успехи и неудачи, опыт совместного планирования классных мероприятий стал привычным для нашего класса и дал положительные результаты. А результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет «отверженных» детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 85 % детей считают свой класс дружным. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.