Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf
Содержание, принципы и основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества регламентируются положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года. (№ Пр-1440). Международное культурно-гуманитарное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма [1].
Культурно-гуманитарная политика в сфере международного сотрудничества, как составная часть политики российского государства на международной арене, имеет огромное стратегическое значение, поскольку вносит существенный вклад в достижение основополагающих целей и повышение эффективности внешней политики Российской Федерации.
В начале XXI века в условиях стремительного взаимопроникновения экономик и культур, перед российской дипломатией встали новые серьезные вызовы, связанные с необходимостью переформатирования современных международных отношений и утверждением мировой системы многополярности. Ужесточающаяся с каждым днем глобальная конкуренция так или иначе затрагивает абсолютно все сферы мироустройства, в том числе его культурно-цивилизационное измерение. Возникшее в результате растущей глобализации глубокое взаимопроникновение национальных культур ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов, увеличивает вероятность конфликта между государствами. В экспертном сообществе все чаще говорят об угрозе межцивилизационного разлома, предотвратить который могут лишь коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога. Потенциал культурно-гуманитарного сотрудничества как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами возрастает с каждым днем. На мировой политической арене усиливается борьба за гуманитарное влияние между странами-мировыми лидерами, появляются новые игроки второго эшелона. Достижения гуманитарно-культурной сферы все чаще выступают в качестве своеобразного товара, максимальное продвижение которого на мировой рынок становится стратегической целью многих государств. Монетизация продуктов гуманитарно-культурной сферы становится весомым фактором экономического развития стран, на реализацию которого правительства аккумулируют значительные материальные и финансовые ресурсы, активно поддерживая конкурентоспособность отраслей отечественной культуры и науки. Благодаря богатейшему духовно-культурному потенциалу, самобытной культуре ее многочисленных народов Россия занимает уникальное место в мировом культурном пространстве, оставаясь при этом составной частью глобального культурно-исторического наследия человечества.
Основной задачей российской международной политики является формирование объективного и благоприятного образа нашей страны через демонстрацию духовно-культурного потенциала Российской Федерации, что объективно приведет к нивелированию антироссийских настроений и увеличению числа положительно настроенных к России иностранных граждан. Культурное присутствие нашего государства на зарубежной арене, ровно как и культурное присутствие в России других стран должны способствуют утверждению достойного образа Российской Федерации, сообразного ее геополитическому положению, стратегическим ресурсам, и роли в мировой истории.
Эффективная реализация поставленных задач сфере политики международного культурно-гуманитарного сотрудничества требует инновационного инструментария «мягкой силы» - культурных обменов; организацию мероприятий в связи с памятными датами отечественной истории; использования инициативного потенциала и информационных ресурсов институтов гражданского общества; межрелигиозного диалога; участия в международных культурных, образовательных, научных и просветительских мероприятиях. В контексте решения поставленных задач особое значение приобретает международное сотрудничество в области науки и образования. Поддержка и продвижение русского языка за рубежом – один из важнейших инструментов расширения международного культурно-гуманитарного сотрудничества России с другими странами.
Реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России активно осуществляет Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315. [2].
Россотрудничество, в лице 97 представительств в 80-ти странах мира, совместно с другими ведомствами разрабатывает и реализует масштабный комплекс культурно-просветительских, образовательных и научно-методических мероприятий, связанных с региональным и муниципальным сотрудничеством, поддержкой соотечественников за рубежом, сохранением историко-мемориального наследия и исторической памяти, продвижением в мире российской культуры, общественной дипломатией, образованием и наукой, укреплением позиций русского языка в качестве мирового.
В мире по численности говорящих русский язык занимает 6-е место (после английского, китайского, хинди, испанского и арабского); по степени распространённости – 8-е место (после китайского, испанского, английского, арабского, хинди, бенгали и португальского). По использованию в Интернете русский язык на 2-м месте. Это один из самых переводимых языков в мире. Среди языков, на которые переводится большинство книг, русский на 7-м месте. Среди языков, с которых чаще всего переводят, русский на 4-м месте [3].
Мероприятия по укреплению позиций русского языка прежде всего направлены на его популяризацию, а также на стимулирование интереса зарубежных граждан к его изучению, повышение уровня преподавания русского языка в странах пребывания. Целью данных мероприятий является создание условий для практического применения русского языка, а также получения образования на русском языке.
Форматы проводимых мероприятий, посвященных русскому языку – научно-практические конференции, творческие и тематические встречи, выставки, праздники, фестивали, конкурсы.
Осенью 2020 года под эгидой Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству специалистами ООО «Б2Г» был проведен Международный конкурс «Русская речь - 2020» в рамках выполнения государственного контракта от 11.11.2019 №121/ГК на выполнение работ (оказания услуг) по проекту «Организационно-методическое обеспечение комплексных конкурсных мероприятий среди преподавателей русского языка в государствах - участниках СНГ, Республике Абхазия и Республике Южная Осетия, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка», проводимому в рамках реализации мероприятия «Совершенствование условий для расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах – участниках СНГ, в Республике Абхазия и в республике Южная Осетия» Ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Открытый Международный конкурс «Русская речь - 2020» направлен на стимулирование научного, методического и творческого потенциала преподавателей, а также на популяризацию и распространение лучших современных подходов, технологий и методов в преподавании русского языка как иностранного, неродного. Для проведения и освещения хода Конкурса был создан официальный сайт [4].
Целевая аудитория Конкурса - педагогические работники образовательных организаций (общего, профессионального, высшего и дополнительного образования) стран СНГ, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, которые преподают русский язык как неродной / иностранный.
Конкурс проходил в очно-заочном формате в три этапа. В жюри конкурса вошли эксперты РУДН, МПГУ им. В.И. Ленина, МГОУ и многих других вузов, а также представители Россотрудничества. На конкурс было представлено более 200 работ по трём номинациям: «Лучшее занятие по русскому языку как иностранному», «Лучшая онлайн разработка в области русского языка как иностранного», «Лучшее учебное пособие по русскому языка как иностранному». Представленные практики, направленные на повышение эффективности преподавания русского языка как неродного, иностранного, сохранение и развитие русского языка, реализуются на территории зарубежных государств.
Лучшие практики определялись по следующим критериям:
· соответствие практики заявленной теме, целям и задачам Конкурса, содержательное наполнение представленных материалов (результативные учебно-методические решения; методические разработки; инновационные решения в организации учебного процесса; наличие дополнительных материалов (видеоуроков, записей вебинаров, презентаций);
· инновационность и креативность практики (новизна идеи, творческая составляющая методов, инновационность механизмов, оригинальность инструментов);
· логичность (последовательность этапов реализации, взаимосвязанность целей и инструментов их достижения, возможность измерения результатов практики);
· эффективность представленной практики как инструмента решения обозначенной проблемы (практика в явной степени способствует решению прикладной проблемы повышения эффективности преподавания русского языка как неродного, иностранного, сохранение и распространение русского языка как средства межнационального общения; наличие материалов, подтверждающих изменения, которые зафиксированы в ходе реализации практики);
· социальная значимость конкурсной работы (практические результаты, свидетельствующие о повышении эффективности популяризации ценностей русского языка и традиционной русской культуры в зарубежном государстве);
· тиражируемость (возможность использования представленных технологий; возможность использования представленных методик; возможность использования представленного инструментария; возможность реализации практики в других условиях).
В номинации «Лучшее занятие по русскому языку как неродному, иностранному» оценивались мастер-классы, интерактивные лекции, авторские уроки. Тематика и формат занятий, признанных лучшими в данной номинации, очень разнообразна – адвент-календарь на уроках русского языка как иностранного; авторские («Женщина в русском языке»), обобщающие («Орфография»), тематические (Русское метро – станции знаний) и интегрированные («Обобщение изученного о сложноподчинённых предложениях. Коммуникативный и грамматический аспекты») уроки; интерактивные («Основные тенденции развития русского языка в 21 веке») и тематические лекции («Прогулка по Невскому проспекту») и др.
В номинации «Лучшее учебное пособие по русскому языку как неродному, иностранному» оценивались учебники или учебные пособия, изданные не ранее 2018 года. Учебные пособия, авторам которых присвоено 1 место в данной номинации, освещают вопросы подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературе, подготовки к итоговой аттестации (эссе) по литературе и русскому языку, освоения русского языка и культуры речи иностранными военнослужащими, трудным вопросам русской грамматики, формированию читательской компетенции у школьников, освоения русского языка детьми-инофонами посредством русских сказок и др.
В номинации «Лучшая онлайн разработка в области русского языка как неродного, иностранного» оценивались мобильные приложения, ресурсы и сайты, онлайн курсы, электронные издания, блоги в социальных сетях. Форматы онлайн-разработок, занявших призовые места в номинации, очень разнообразны: проект Langteach-online, online-курсы по русскому языку, диалоговые тренажеры, YouTube-каналы, образовательные блоги для преподавателей РКИ, блоги сетевого сообщества, Instagram блоги, учебные модули, телевизионные уроки, online-приложения к печатным изданиям и УМК, чат-бот, мобильные приложения, RAF-тренинг.
Наградами для победителей конкурса стали диплом финалиста, бесплатный доступ к электронной версии учебника «Привет, Россия!», подписка в электронной библиотеке MyBook и курс повышения квалификации «Актуальные аспекты преподавания РКИ: новые методики, тенденции, инновации». Все участники конкурса «Русская речь – 2020» получили именные сертификаты участника и поощрительные подарки.
Международный Конкурс «Русская речь - 2020» не только определил наиболее результативные учебно-методические решения, направленные на повышение эффективности преподавания русского языка как неродного, иностранного, сохранение и развитие русского языка; но и стал площадкой для демонстрации педагогами русского языка как иностранного своих учебных и методических разработок, поддержки и продвижения лучших образовательных технологий, практик и систем, направленных на повышение эффективности преподавания русского языка как неродного, иностранного, сохранение и развитие русского языка.
Международный конкурс «Русская речь - 2020» стал эффективным инструментом расширения международного культурно-гуманитарного сотрудничества педагогов русского языка России с педагогами русского языка как иностранными из стран СНГ, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Конкурс способствовал развитию и поддержке талантливых педагогов, работающих в русских школах за рубежом, совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников; продвижению инновационных образовательных решений в организации учебного процесса, направленных на повышение эффективности преподавания русского языка как неродного, иностранного, сохранению и распространению русского языка как средства межнационального общения.
Библиографический список
1 Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85021/ (дата обращения: 05.02.2021)2 Россотрудничество. [Электронный ресурс]. – URL: https://rs.gov.ru/ru/about (дата обращения: 10.02.2021)
3 Популяризация русского языка. [Электронный ресурс]. – URL: https://tur.rs.gov.ru/%20%20/activities/250 (дата обращения: 10.02.2021)
4 Международный Конкурс «РУССКАЯ РЕЧЬ - 2020». [Электронный ресурс]. – URL: http://konkurs.rus.study/mk-russ-rech-2020 (дата обращения: 05.02.2021)