НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Куртукова Н.Н. Психологическая готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ

Библиографическое описание:
Куртукова Н.Н. Психологическая готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Вопросам воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время уделяется большое внимание.

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры образовательной политики государства.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Ключевым исполнителем реализации государственной политики в данной сфере являются педагоги образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Таким образом, государство и родитель (как заказчик образовательных услуг) предъявляет немало требований к личностным и профессиональным качествам современного педагога. Среди них одно из самых важных – высокий уровень его профессионального здоровья, как основа профессиональной компетентности.

Однако многие педагоги, попадая в условия инклюзии психологически не готовы к реализации обучения детей с ОВЗ. Увеличивается не только развивающая (учебная) нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами:

-страх не найти поддержки;

-страх оказаться непрофессионалом (некомпетентность);

-страх изменений (необходимо углубляться в проблему, изучать новое);

-страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самокритикой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

И при этом педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. А также претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить.

Всё это негативно влияет на реализацию обучение и воспитание детей с ОВЗ. Поскольку данный процесс не возможен без инноваций и личностно-ориентированного подхода к обучающимся с ОВЗ.

Практические рекомендации для педагогов по работе с детьми ОВЗ.

На что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с детьми с ОВЗ?

Ø Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!

Ø Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисовании), детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.

Ø Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

Ø Для установления дружелюбных отношений с «особым» ребенком необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выражение лица педагога должно быть - доброжелательное, приветливое, теплое.

2. В разговоре с ребенком тон голоса - доброжелательный, спокойный в любых ситуациях.

3. По возможности избегать употребления в речи: всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить, не используя их; так же без приказных фраз; без повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай); без глаголов "должен", "обязан", "нужно"

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

4. Не нужно хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

5. Помните, от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

6. Старайтесь:

-Не говорить с иронией или насмешкой;

-Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

-Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно вас рассердило или обидело в его поведении);

-Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;

-Не торопить и не подгонять ребенка;

-Не говорите ребенку, что не любите его;

-Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).

Ø Если в группе слабовидящий ребенок

Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы.

Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

Ø Если в группе слабослышащий ребенок

Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что: нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации. Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

Ø Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР

Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. В чем же он заключается?

К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие), положи на стол (осуществление инструкции), вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово) ».

Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно.

Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Ø Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ

Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.

Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Ø Если в группе ребенок с аутизмом

Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Ø Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие церебрального паралича

1.На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима: постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей), напоминать о том, как важно правильно сидеть.

Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики

2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.

Закончить мне бы хотелось притчей.

«Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Все они были очень красивыми, всегда светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разноцветными. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Желтые звезды наделяли людей умом. Те, кто рождались под светом зеленых звезд, были очень добрыми.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло. Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно…белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколь прекрасных звезд вокруг – прошептала она. «А что ты даешь людям?» - спросили её другие звезды. В ответ она задумалась…..»

Среди педагогов, любящих свою профессию, нет таких бесцветных звезд. Желаю вам светиться всегда и везде.
2023