НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Криворотова Н.А. Народные игрушки как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

Библиографическое описание:
Криворотова Н.А. Народные игрушки как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Народные игрушки – бесценное сокровище: это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры, способствующие положительному отношению к традициям своего народа, созданию у них образа Родины.

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать создавать свой сказочный мир, получать знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.

Традиционная народная культура - это источник великой народной мудрости, накопленной многовековым опытом нашего народа.

Игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определённый ритм, счётность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает личность ребёнка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Дети и игрушки представляют собой единой целое.

Патриотическое воспитание, через приобщение детей к народному творчеству и через народные игрушки, способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе знакомства детей с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. У детей возрастает интерес к художественному народному творчеству. Творчество обогащает жизнь детей новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Дети знакомятся с народными игрушками, бытом, творчеством. Учатся готовить образцы, шаблоны народных игрушек, знакомятся с элементами росписи народных игрушек, играют в подвижные игры.

В старшем дошкольном возрасте детям становятся интересны разные игрушки, именно в этом возрасте очень важно знакомить детей как можно с большим количеством народных игрушек, рассказывать об игрушках и обучать играм с ними.

По материалу, из которого сделана народная игрушка, различают:

- глиняные (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская и т. д.);

- деревянные (богородская, сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, произведенная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

- волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и так далее).

- Пензенские, Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куколки, птицы);

- берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

- вятские изделия из еловых шишек и мха;

- тряпичные игрушки (выполнялись везде где только можно);

- «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;

- плавающие восковые игрушки;

- пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту либо давали ребятам);

- северные игрушки из кости и рога.

По содержанию игрушки можно подразделить на:

- народные дидактические;

- игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

В своей работе рассматриваю народную игрушку, как средство развития психики: она является помощником для выражения негативных или положительных эмоций и развития творческого потенциала.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой в группе на познавательно-аналитическом уровне, с сохранением эмоционально-образного, эмоционального начала.

Роль народной игрушки в ходе обучения старших дошкольников фактически всем видам детской деятельности. Так же народная игрушка вполне подходит педагогическим требованиям и имеет возможность работать средством гармоничного развития дошкольника.

Игрушку использую, как в групповых упражнениях, так и в рамках самостоятельной деятельности дошкольника.

Воспитание патриотических чувств средствами национального воспитания старших дошкольников провожу на основе русских народных традиций. В частности, привлечение детей к проведению народных обрядов, таких как «Праздник осени», «Пасха», «Троица», «Масленица» и др., народная музыка, активное участие детей в воспроизводстве народных традиций и обрядов помогают воспитанию у них умения воспринимать художественное слово, формированию музыкального вкуса, творческих способностей, духовной культуры.

Русская народная игрушка позволяет сформировать у детей представления о культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как средство развития у детей знаний о своей семье, родном крае, стране.

Литература

1. Копытова, М. В. «Педагогическое обеспечение процесса социализации в условиях ДОУ» / М. В. Копытова, А. И. Санникова / «Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт» Пермь: Изд-во Перм. гос. уманит. - пед. ун-та, 2015.

2. Шмидт, О. А. «Специфика развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» / О. А. Шмидт // «Ребенок – дошкольник в современном образовательном пространстве»: сборник материалов Межвузовской студенческой научно-практической конференции. – 2017.
2023