Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные и неимитационные.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Их высокий эффект состоит в том, что при усвоении материала достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Неимитационные методы: проблемная лекция; круглый стол; лекция-конференция; лекция обзорная; выездные занятия с тематической дискуссией; олимпиада.
Имитационные методы:
Неигровые - ситуационные решения; обсуждение вариантов; проведение семинара; индивидуальный тренажёр.
Игровые - «мозговой штурм»; деловые игры; разыгрывание ролей; игровое проектирование; многовариантный выбор оптимального решения.
Неимитационные методы:
Проблемная лекция. Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.
Функции постановки проблемы:
Ø побудить учащихся к работе мысли,
Ø осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;
Ø вызвать интерес к излагаемому материалу.
Круглый стол. Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:
Ø закрепление полученных ранее знаний;
Ø восполнение недостающей информации;
Ø формирование умения решать проблемы;
Ø развитие культуры ведения дискуссии.
Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Презентация. Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.
Необходимые требования:
Ø соблюдение временного регламента;
Ø содержательность;
Ø наглядное представление материала;
Ø соблюдение стиля речи.
Олимпиада. Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.
Имитационные неигровые методы:
Анализ конкретных ситуаций. Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.
Отличительные черты:
Ø наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
Ø разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
Ø обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
Ø подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Проведение семинара. Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.
Отличительные черты:
Ø направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;
Ø позволяет овладеть научным аппаратом;
Ø формирует навыки устного и письменного изложения материала.
Имитационные игровые методы:
«Мозговой штурм». Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
Ø творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;
Ø связь теоретических знаний с практикой;
Ø активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
Ø формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
Ø формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра. Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.
Деловая игра направлена на развитие:
Ø творческого мышления;
Ø умения анализировать конкретные практические ситуации;
Ø самостоятельности принятия решения;
Ø способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Разыгрывание ролей. Характеризуется следующими признаками:
Ø наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
Ø взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
Ø ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;
Ø оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое проектирование. Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
Отличительные черты:
Ø сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;
Ø требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;
Ø обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.
Достоинства применения активных методов обучения
Ø формирование положительной учебной мотивации;
Ø повышение познавательной активности учащихся;
Ø активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
Ø стимулирование самостоятельной деятельности;
Ø развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
Ø эффективное усвоение большого объема учебной информации;
Ø развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
Ø развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
Ø раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
Все активные обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.2. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебн.-метод. пособие/ Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.-59с.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с
4. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
5. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
7. Чечет В.В. Активные методы обучения в пед. образовании: учебн.-метод. пособие/ В.В.Чечет, С.Н.Захарова.- Минск: БГУ, 20155.-127с.