По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные и неимитационные. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Их высокий эффект состоит в том, что при усвоении материала достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. Неимитационные методы: проблемная лекция; круглый стол; лекция-конференция; лекция обзорная; выездные занятия с тематической дискуссией; олимпиада. Имитационные методы: Неигровые - ситуационные решения;обсуждение вариантов;проведение семинара;индивидуальный тренажёр.
Игровые - «мозговой штурм»;деловые игры;разыгрывание ролей;игровое проектирование;многовариантный выбор оптимального решения.
Неимитационные методы: Проблемная лекция. Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения. Функции постановки проблемы: Ø побудить учащихся к работе мысли, Ø осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос; Ø вызвать интерес к излагаемому материалу. Круглый стол. Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на: Ø закрепление полученных ранее знаний; Ø восполнение недостающей информации; Ø формирование умения решать проблемы; Ø развитие культуры ведения дискуссии. Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Презентация. Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: Ø соблюдение временного регламента; Ø содержательность; Ø наглядное представление материала; Ø соблюдение стиля речи. Олимпиада. Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер. Имитационные неигровые методы: Анализ конкретных ситуаций. Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения. Отличительные черты: Ø наличие конкретной ситуации для заданного момента времени; Ø разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации; Ø обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.; Ø подведение итогов и оценка результатов педагогом. Проведение семинара. Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога. Отличительные черты: Ø направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы; Ø позволяет овладеть научным аппаратом; Ø формирует навыки устного и письменного изложения материала. Имитационные игровые методы: «Мозговой штурм». Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: Ø творческое усвоение учащимися содержания учебного материала; Ø связь теоретических знаний с практикой; Ø активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; Ø формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; Ø формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Деловая игра. Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера. Деловая игра направлена на развитие: Ø творческого мышления; Ø умения анализировать конкретные практические ситуации; Ø самостоятельности принятия решения; Ø способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант. Разыгрывание ролей. Характеризуется следующими признаками: Ø наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения; Ø взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; Ø ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий; Ø оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем. Игровое проектирование. Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Отличительные черты: Ø сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся; Ø требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования; Ø обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы. Достоинства применения активных методов обучения Ø формирование положительной учебной мотивации; Ø повышение познавательной активности учащихся; Ø активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; Ø стимулирование самостоятельной деятельности; Ø развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; Ø эффективное усвоение большого объема учебной информации; Ø развитие творческих способностей и нестандартности мышления; Ø развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; Ø раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; Все активные обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с. 2. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебн.-метод. пособие/ Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.-59с. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с 4. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с. 5. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с. 6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с. 7. Чечет В.В. Активные методы обучения в пед. образовании: учебн.-метод. пособие/ В.В.Чечет, С.Н.Захарова.- Минск: БГУ, 20155.-127с.