Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Истомина Н.Н. Примерное содержание индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность, поэтому на индивидуальных занятиях учитель - логопед применяет не только обучающие, но игровые приемы. Так как у дошкольников с нарушениями речи внимание неустойчивое, низкая работоспособность, они часто отвлекаются, их трудно чем-то заинтересовать надолго, логопеду необходимо придумывать разнообразные игровые приемы.
Эти игровые приемы знакомы многим логопедам, так как являются очень эффективными. Прежде всего – это артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Проведение артикуляционной гимнастики не предполагает просто выполнение упражнений по указанию логопеда, а использование различных наглядных средств (картинки, кубики, считалочки). Незаменимым приемом здесь является логопедическая сказка о Веселом Язычке, которую рассказывает сначала взрослый, потом ребенок самостоятельно сочиняет сказку с артикуляционными упражнениями.
Неотъемлемой частью индивидуального логопедического занятия является дыхательная гимнастика, направленная на развитие правильного речевого дыхания. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Правильное речевое дыхание позволяет ребенку затрачивать меньше энергии и вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. В своей работе я использую такие игры: «Футбол», «Парашют», «Змейка», «Надуй шарик», «Горячий чай», а также разные пособия, такие как вертушки, трубочки, дудки, мыльные пузыри.
Еще одной частью индивидуального занятия может быть пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику рук, идет улучшение взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, развивая тонкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В современном мире множество пособий и материалов, предназначенных для развития пальчиков.
Массаж и самомассаж. Главная ценность массажа заключается в том, что он положительно влияет на нервную систему ребенка, помогая ему снять общую усталость, позволяя всем органам и системам работать более эффективно. На индивидуальных логопедических занятиях используются массаж рук, языка, лица и шеи.
Важной частью логопедических занятий являются упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематический слух — это основной компонент восприятия человеческой речи, который помогает различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. В своей работе я использую такие упражнения, как «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый (последний) звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Придумай слово с определенным звуком», «Составь такое предложение, в котором все слова начинаются с определенного звука», «Поймай слово», «Разбросай слово».
Работа над интонационной выразительностью осуществляется при выполнении разнообразных этюдов: предлагается один и тот же речевой материал без интонационного оформления и с интонационным оформлением и выясняется, какое чтение больше понравилось ребенку. Затем знакомство с интонацией: повествовательной, вопросительной и восклицательной. А также можно сочетать интонацию с графической моделью и движением руки (игра «Дирижер»). Целью таких упражнений является формирование умений ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, а также умение изменять громкость голоса. Работаем над рифмами, читаем стихи по ролям, драматизируем сказки, учим управлять голосом и определять по голосу начало и конец предложения.
Необходимой частью при проведении логопедических занятий является работа над слоговой структурой, целью которой является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка. Сюда можно отнести: игры с мячом, «Телеграф», «Сосчитай, не ошибись», «Назови правильное слово», «Конец слова за тобой», а также упражнения «Что изменилось?», «Найди самое длинное слово», «Назови ласково», «Назови слово правильно».
Использованные источники:
1.       Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
2.       Гомзяк О.С. Говорим правильно — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
3.       Косинова Е.М. Уроки логопеда. — М.: Эксмо, 2008. — 193 с.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/11/25/igrovye-priemy-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh-po-korrektsii
https://infourok.ru/igrovie-priemi-na-logopedicheskih-zanyatiyah-971912.html
Телефон 8 908 309 45 07 e-mail Natalij_777@mail.ru
2017