Актуальные вопросы начального общего образования

Петрова Е.А. Применение ТРИЗ-технологий в обучении младших школьников

Библиографическое описание:
Петрова Е.А. Применение ТРИЗ-технологий в обучении младших школьников // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Для чего человеку образование? На этот вопрос разные люди отвечают по разному. Мы же с вами живем в современном мире, у каждого была возможность из-за страха лишиться чего-то нового, не обычного, интересного. Особенностью нашего менталитета является то, что мы иногда боимся решить нужную проблему. И тогда возникает такой момент, когда мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, придёт к нам на помощь. А ты должен что-то сделать и сам. Со своими проблемами мы как-то обходимся сами, методом проб и ошибок, или методом подражания. Но самое главное не уметь их решать, а уметь их находить. Здесь мне нравятся слова Льва Николаевича Толстого «Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше». Кода я хочу что-то улучшить, появляется желание. А те желания, что мы не можем исполнить превращаются в проблему. Невозможно представить себе урок открытия нового знания без гипотез, без коллективного обсуждения проблем, и в этом мне помогает технология ТРИЗ, разработчиком которой является Генрих Альтшуллер. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — появилась в СССР в 1946 году. Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. Изначально технологию ТРИЗ применяли для решения технических задач. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику. В 90-е о методике забыли, но в начале 2000-х снова стали применять известные компании. Например, в General Electric использование технологии ТРИЗ помогло решить несколько сотен задач, сэкономить деньги и повысить производительность.

Главное о ТРИЗ

● Основы теории решения изобретательских задач развивают творческое мышление и помогают находить нестандартные ответы в технической, маркетинговой и управленческой сфере.

● В бизнесе применение ТРИЗ подходит для решения открытых задач — таких, где нет стандартных вариантов или они оказываются неэффективны.

● Чтобы найти оптимальное решение, нужно выявить противоречия в ТРИЗ, сформулировать идеальный конечный результат, определить ресурсы и устранить противоречия.

Данная технология направлена на развитие смекалки, креативности, творчества,адаптировав идеи ТРИЗ и подстроив их под свою работу я создала свою систему работы, которая помогает мне формировать умение работать с проблемой, а самое главное желание. Я учитель начальных классов, поэтому за основу взяла сказки. 1-е упражнение называется «Хочу улучшить и Могу». Перед нами сказка всем известная «Заюшкина избушка».

И проблема того, что он лишился домика. Как зайчик решает свою проблему? Он плачет и просит помощи у других а сам ничего не делает.

Вот тот момент, когда появлется открытая задача для детей. Предлагаем подумать, а что зайчик мог сделать сам?Как решить эту проблему. Здесь самое главное найти ресурсы. Что мог сделать зайчик? Что есть вокруг? Деревья, элементы избушки,крыша,окно,дверь, земля, трава,цветы. Очень много ресурсов! На этом тапе важно детям объяснить, что принимаются все идеи.Абсолютно все, мы не отбираем и не говорим, какая лучше или хуже. Наша цель научить использовать ресурсы при решении любой проблемы. Что же мог придумать зайчик чтобы выманить лисичку из домика? Мы попробуем пробежать по другим сказкам и найти интересные моменты,которые превратить в увлекательное занятие. Итак, мы видим сказку Кот,петух и лиса. Момент, когда Лиса уносит петушка. Как проблему решает петух? Обращается за помощью, какие ресурсы есть у него? Клюв, шпоры, крылья,перья, кукарекать голос звонкий. Следующая сказка сестрица Аленушка и братец Иванушка- мы все знаем, что Иванушка хочет пить, но пить нельзя станешь животным. Как помочь Иванушке? Уталить жажду? Траву пожевать, росу собрать, березовый сок, фильтр из платочка Алёнушки,сделать веер из веточек.Такую проблему ставишь перед детьми и начинается полет мысли, она забывают как было в скзке. И начинают интересно творить.Ну вот всем известная сказка репка. Дед собрал вокруг себя кучу народу, а что он сам не мог ничего придумать? И мы начинаем думать и искать ресурсы. Деи предлагают подкопать землю и подрубить корешок, к забору привязать и ветер будет шатать репку.Таким образом они придумывают кучу идей. Это учит тому, что нельзя бояться никакой проблемы, главное найти ресурсы, которые помогут. Я не говорю уже о колобке, которого мы и солили и перчили, чтобы лиса его не съела и на солнышке держали, чтоб ы он стал черствый, зеленкой мазали (маскировка под траву).

Но есть одна опасность, при поиске решения мы забываем о минусах. О кровожадных решениях. Каждая идея должна быть гуманной и не приносить вред ни себе ни другим.

Таким образом, хочется сказать, что в современном мире самое главное научить детей не копить в себе знания, а применять их. Научить детей мыслить и правильно критически оценивать ситуацию.

Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. СПб.: Альпина Паблишер, 2022. 420 с.

3. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2012024).
2024