НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Тырлова Т.Г. Внеурочная деятельность по биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения (из опыта работы)


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Проблема активизации познавательного интереса у школьников – один из ключевых вопросов современного образования. Обществу сегодня нужен выпускник, который способен творчески и самостоятельно решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Задача школы и моя, как педагога, поддержать ребенка в своих стремлениях, создать все необходимые условия для наиболее полного раскрывания его потенциала, для развития его способностей. Акцент делается на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Внеурочная деятельность по предмету мною проводится третий год, когда ребята пришли ко мне на обучения в 5 классе, сейчас они уже в 7 и мне радостно видеть, что интерес к предмету не ослабевает, а наоборот, усиливается, становится более глубоким и осмысленным. В 5 классе учащиеся обучаются по программе «Юный эколог». Занятия, в основном, проводятся в игровой форме – игры-презентации по темам курса, решение кроссвордов, викторины, соревнования, а также используются и другие методы и формы работы: экскурсии на пришкольном участке с фенологическими наблюдениями, практические и лабораторные работы с использованием микроскопов и другого лабораторного оборудования. Происходит обсуждение некоторых презентаций и видеофрагментов, что побуждает учащихся к самостоятельному поиску новой информации по изучаемым или возникающим в процессе работы вопросам. В 6 классе, в рамках программы «Юный эколог – исследователь» ребята учатся изготавливать и работать с гербариями, пользоваться определительными карточками. Особое место во всех курсах занимают вопросы природоохранной направленности. Учащиеся знакомятся с организацией природоохранной деятельности на разных уровнях: в мире, в государстве, в регионе, в Санкт-Петербурге и области, а также приходят к необходимости изучения данного вопроса на уровне своих поселков, улиц и других конкретных адресов. Ребята изучают и самостоятельно готовят материалы по охраняемым территориям, животным и растениям Красной книги города и области, оценивают и фиксируют (фотографии, презентации и видеоотчеты) состояние окружающей среды на местном уровне – около своих домов, по дороге в школу и т.д. Работа по оценке состояния чистоты окружающей среды проводилась ребятами 6 класса 2 раза – в марте, когда сходит снег и в мае, когда проведены работы по благоустройству территорий.
Видео – и фотофиксация с последующей выборкой проводилась по одним и тем же адресам, где изменения или их отсутствие можно было сравнивать. Пример такого сравнения представлен на слайде.


Последующие выводы были оформлены в виде презентации, которую вместе с рассказом и демонстрацией еще одной презентации по природоохранной деятельности ребята представили в других классах школы.


Воодушевленные результатом своей работы, данные учащиеся выступили перед детьми детского сада № 113, где тоже встретили горячий отклик и взаимопонимание. Также была оформлена газета на данную тему.


Решено было также, что «неблагополучные» с точки зрения чистоты среды адреса будут переданы в местную Администрацию. Эти же ребята очень активно сами принимали участие в субботниках, а также Пежемский Дима со своими родителями и другими энтузиастами принял участие в экологической акции и снял об этом видеосюжет, который в последующем на городском конкурсе «От года кино – к году экологии» занял 3 место. Очевидно, что данная работа способствует формированию бережного отношения к родной природе, уважение к своему и чужому труду, способствует формированию активной гражданской позиции.
В 7 классе ребята продолжили работу по исследованию и дополнению карты загрязнений поселка Парголово и близлежащих населенных пунктов, в которых они проживают. В настоящее время в период до Нового года, в рамках года Экологии в России ребятами инициирована работа по пропаганде и сбору использованных батареек по классам. Результаты этой работы будут подведены в конце 2 четверти. Также для этих уже достаточно информированных и заинтересованных учащихся добавляются и другие формы взаимодействия: олимпиады, конкурсы на более сложном уровне.
Таким образом, внеурочная деятельность по предмету позволяет мне как педагогу выходить за рамки школьной программы, повышать интерес к предмету, что очевидно сказывается на общих результатах обучения не только данных учащихся, но и у остальных учащихся школы.
Учитель биологии Тырлова Татьяна Григорьевна - тел. 89214194883 (эл.почта tyrlova67@mail.ru)
2017