Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шаронова Н.А., Занина Н.С. Современные подходы к формированию предварительного круга знаний об окружающем мире через конструктивную деятельность у детей младшего дошкольного возраста с функциональными

Библиографическое описание:

Шаронова Н.А., Занина Н.С. Современные подходы к формированию предварительного круга знаний об окружающем мире через конструктивную деятельность у детей младшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. Человек нашего времени должен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи и мгновенно находить выход из затруднительных ситуаций. Уже с дошкольного возраста необходимо стимулировать стремление ребёнка к познанию, формировать и развивать мышление и качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Удачно организованное стимулирующее пространство, способствует познавательному развитию дошкольника. Если ребенок переносит в самостоятельную деятельность новые умения и навыки, полученные при помощи старших наставников, значит он развивается.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека, закладывающий основы будущей личности.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста — это непрерывный процесс образования, включающий в себя информацию об окружающем мире, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий и усвоение детьми этой информации.

На каждом возрастном этапе, по ходу освоения детьми разных видов деятельности, складывается определённый слой знаний, занимающий своё место в структуре целостной личности. В определённый момент формируются умения и способности необходимые не только для перехода к следующему кругу развития, но и для всей будущей жизни. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия именно для него познавательного интереса. Степень выраженности этих интересов на каждом возрастном этапе разная.

Педагогу важно оказаться на территории интересов ребенка и создать положительное отношение к тем сведениям, которые хочет ему передать.

К четырем годам познавательное развитие ребенка переходит на более высокую ступень. Ребенок начинает выстраивать элементарные связи и зависимости между событиями, явлениями и предметами окружения, которые находятся на территории его интересов. Ребенок смело пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии осознать в полной мере.

Упражнения и игры с конструктором оказывают существенное влияние на развитие ребёнка:

- ребенок овладевает практическими знаниями;

- учится выделять существенные признаки;

- учится устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Важно в процессе конструирования сплотить детское сообщество. Общение друг с другом, наличие обратной связи при взаимодействии педагога с детьми, позволяет погружаться в деятельность и сохранять заинтересованность в ней.

В нашей группе, для детей с функциональными расстройствами зрения, игры с конструктором не только любимый детьми вид деятельности, но и весьма полезное занятие, которое имеет особое значение для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров деталей и т.д.

Дети активно используют полученные конструктивные навыки. В свободное время с удовольствием играют с конструктором, используя по желанию все его виды, как индивидуально, так и коллективно. Изображают птиц, животных, их жилища, природные объекты и различные предметы окружающей действительности.

Особенностью нашей работы является то, что все постройки создаются без опоры на схемы. Используются лишь различные виды конструктора, изображения объектов, природный, бросовый материал, различные тактильные поверхности, а также творческий подход и воображение. Дети могут воплотить свои фантазии в реальные вещи, которые они делают своими руками, тем самым развивая интерес к окружающему миру. Они приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами предметов.

Активное вовлечение родителей в эту работу помогает развивать устойчивые познавательные интересы, детскую любознательность, пытливость ума и формировать предпосылки к техническому творчеству.

Говоря о положительном влиянии конструирования на овладение способами мыслительной деятельности, следует отметить коррекционную направленность этого влияния. У детей со зрительной патологией отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, в классификации предметов, в операциях анализа, сравнения, обобщения, что свидетельствует в большинстве случаев об отставании в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного уровней мыслительной деятельности, которое может быть в значительной степени преодолено в результате формирования таких знаний, в которых чувственное и понятийное представлено в единстве. А именно такие знания дети получают на занятиях по конструированию.
2023