НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М.Н., Деркунская И.В. Влияние мультфильмов на формирование нравственных идеалов дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf

Ключевые слова: нравственный идеал, нравственные качества.
В понимании современного человека, нравственный идеал всегда связан с представлением о всесторонне развитой личности, гармоничной личности, обладающей различными возможностями для неограниченного всестороннего развития.
Взрослый человек способен сформировать представление о нравственном идеале самостоятельно: читая художественную литературу, смотря различные телевизионные передачи и фильмы, имея большой опыт общения с совершенно разными людьми. Возникает вопрос, а как же познакомить детей дошкольного возраста с понятием «нравственный идеал» и его качественными характеристиками? Вероятно, что ребенок-дошкольник нуждается в конкретном нравственном примере. Именно поэтому так важно, чтобы люди, окружающие малыша, демонстрировали такие качества и черты, которые помогут ребенку сформировать правильный образ нравственного идеала. Следственно, и стимулировать дошкольника подражать этим (нравственно-положительным) качествам.
Дети дошкольного возраста чаще подражают близким людям — родителям, старшим братьям и сестрам, а также тем, о ком они узнают из книг, рассказов родителей и воспитателей и мультфильмов, которые смотрят дети.
Еще 10 лет назад идеалами детей были такие сказочные герои как Буратино, Мальвина, Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах и прочие.
Сегодня, детям все реже читают книги, а все чаще включают мультфильмы.
С целью изучения предпочтений детей и их родителей в выборе мультфильмов, а также с целью изучения сформированных у современных детей нравственных идеалов, нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 55 родителей и 68 воспитанников МДОАУ № 3 «Колокольчик» г. Новокубанска.
Первым этапом нашего исследования стало изучение просматриваемых детьми мультфильмов дома, в семье.
Нами была подготовлена анкета для родителей, включающая в себя 6 вопросов.
1.       Смотрите ли Вы совместно со своими детьми мультфильмы?
2.       Какие мультфильмы предпочитает Ваш ребенок?
3.       Нравятся ли Вам те мультфильмы, которые смотрит Ваш ребенок? Почему?
4.       Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные мультфильмы?
5.       Каким мультипликационным героям подражает Ваш ребенок?
6.       Нужна ли Вам педагогическая помощь в подборе мультфильмов для Вашего ребенка?
Всего было опрошено 55 родителей воспитанников МДОАУ № 3 г. Новокубанска. Анализ анкетирования родителей позволил выявить следующее:
1.       Большая часть опрошенных родителей (87%) утверждают, что они просматривают мультфильмы вместе с ребенком, что позволяет контролировать и пояснять ребенку содержание и главную мысль мультфильма.
2.       Среди мультфильмов, которые предпочитают смотреть дети – преимущественно современные мультики (Гаджет, Автоботы, Щенячий патруль, Клуб Винкс, Русалочка, Золушка, Принцесса Лебедь, Лунтик, Фиксики, Барбоскины, Маша и медведь и другие). И лишь небольшое количество опрошенных родителей (5%) отметили, что ребенок смотрит советские мультфильмы.
3.       Полностью одобрили мультипликационный выбор детей 67 % опрошенных родителей, отметив, что им нравятся мультфильмы, которые смотрит их ребенок, потому что они добрые, познавательные, развивающие и интересные.
Часть (24 %) опрошенных родителей отметили, что не всегда довольны просматриваемыми детьми мультфильмами, утверджая, что многие из них глупые и злые.
И лишь 9% родителей отметили, что им не нравятся мультфильмы, которые смотрят их ребенок.
4.       Не смотря на то, что не все родители довольны и одобряют мультфильмы, которые смотрят их дети, большая часть опрошенных родителей (82%) стараются обсуждать с детьми содержание просмотренных мультфильмов.
5.       Исходя из мультипликационных предпочтений, ребенок и выбирает для себя пример для подражания. Среди мультипликационных героев, которым подражают дети, родители отмечают все тех же Робота-собаку, Лунтика, героев мультфильма «Щенячий патруль», Фиксикам, Леди Баг, Трансформерам, Фее Блум, Черепашкам-Ниндзя и др.
6.       На вопрос о необходимости педагогической помощи в подборе мультфильмов для домашнего просмотра, 91 % опрошенных родителей отметили, что такая помощь им не требуется и они самостоятельно справляются с данной задачей.
Следующим этапом нашего исследования стала беседа с детьми. Детям было заданы вопросы о любимых мультфильмах, мультипликационных героях, которым характерны те или иные нравственные качества (добрый-злой, смелый-трусливый, умный-глупый, щедрый-жадный).
Перечисляя любимые мультфильмы, дети вспомнили 36 названий. Во многом, ответы детей подтвердили результаты первого этапа исследования.
Самыми добрыми ребята назвали следующих мультипликационных героев: Илья Муромец, Симка, Лунтик, Белоснежка, Лео, Аврора, Поли-Рабокар, Человек-Паук, Роботы-трансформеры.
Среди злых мультипликационных героев дети назвали Вупсеня и Пупсеня, Снежную королеву, Песочного человека, Гаргомеля, Ведьм, Дракона, Мегатрона.
Самыми смелыми ребята назвали Богатырей, Черепашек Ниндзя, Героев в масках, принцессу Софию, Человека-паука, Халка, Тора.
Самыми трусливами мультипликационными героями были названы Осел (м/ф «Шрек»), Царь (м/ф о трех богатырях), Пятачок, мышонок Джерри, Рапунцель.
Среди самых умных персонажей оказались Лосяш, Лунтик, щенок Гена, Корней Корнеевич, Дедус.
Самыми глупыми героями мультфильмов стали кот Том, Пупсень и Вупсень, Нюша, Буратино, Незнайка, пес Дружок, Скубби-Ду.
Щедрыми, по мнению детей, являются Золушка, Лунтик, Супермен, Фея Блум, Симка, пони Искорка, Кузя.
Самыми жадными прослыли все те же Пупсень и Вупсень, Мегатрон, кот Том, Ворчун.
Во время беседы мы отметили, что дети испытывали определенные затруднения в определении мультипликационных героев по некоторым нравственным категориям, особенно определяя самых щедрых и самых жадных героев.
Анализируя ответы детей, можно сделать вывод о том, что в целом ребята довольно точно распределили мультипликационных героев по нравственным качествам. Но в ходе беседы дети путались, иногда называя одного и того же героя при разделении на совершенно противоположные нравственные категории. Например, пингвина Пина (м/ф «Смешарики») называли и щедрым и жадным. Из чего следует сделать вывод о том, что детям свойственно подменять (путать) нравственные понятия.
Таким образом, наше исследование позволило определить, что как среди взрослых, так и среди детей нет безразличных к мультфильмам. Мультфильмы любят смотреть все!
Нами было выявлено, что большинство детей предпочитают к просмотру современные (чаще зарубежные) мультфильмы, и многие родители поддерживают выбор своих детей, несмотря на то, что сами они выросли на мультфильмах советских.
Герои современных зарубежных мультфильмов («Трансформеры», «Черепашки-ниндзя», «Роботы» и др.) часто демонстрируют применение грубой силы в разрешении конфликтных ситуаций, агрессию, можно наблюдать сцены насилия. Стоит задуматься, какой нравственный идеал человека формируется у ребенка при просмотре данных мультфильмов.
А ведь влияние мультфильмов на ребенка огромно! Маленький ребенок еще не способен правильно воспринимать поступки мультипликационных героев, разбирать и анализировать их. Детям свойственно схватывать информацию на лету. Но воспринимают они ее в том виде, в котором ее преподносят.
Но среди современных мультфильмов встречаются и такие («Фиксики», «Барбоскины» и др.), которые без стеснения можно назвать мультипликационной энциклопедией для детей. Такие мультфильмы имеют познавательный сюжет, знакомят детей с внутренним содержанием многих технических приборов и вещей.
Среди просматриваемых мультфильмов некоторых детей (пусть и немногих), все же встречаются советские мультфильмы. Психологи в один голос заявляют о безопасности советских мультфильмов, имеющих глубокое нравственное содержание: дружба, взаимовыручка, помощь слабым и прочее.
К сожалению, современным детям советские мультфильмы менее интересны по сравнению с современными.
Исходя из вышеперечисленного, напрашивается только один вывод. Необходимо отбирать мультфильмы исходя из особенностей ребенка: возраста, характера, особенностей психики и предпочтений. Но стоит помнить, что в связи с возрастными особенностями дошкольников, необходимо всегда быть рядом с ребенком и пояснять содержание мультфильма, помогать ребенку эффективно усваивать и переносить в реальную жизнь нравственно положительные качества и поступки мультипликационных героев!
Список литературы:
1.        Смирнова Е. Ребенок у экрана// Дошкольное воспитание.-2002.-№ 7.-с. 90-93.
2.        Дроздов А.Ю. На экране и вне его: социально-психологические аспекты влияния телевидения.//Социальная психология.-1998.-№ 10.-с. 26-27.
3.        Желателев Д. ТВ+психология// Социальная психология.-1998.-№ 10.-с. 29.
4.        Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Что смотрят наши дети.//Начальная школа.-2000.-№ 6.- с. 32-38.
Контактная информация: Козлова Марина Николаевна, 89280428519.
marishkafdo@mail.ru
2018