Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
В условиях реализации ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках обязательной части учебного плана в 2021 – 2022 учебном году продолжено изучение учебных предметов «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература», «Литературное чтение на родном (русском) языке». Содержание предметной области «Родной язык и родная литература» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Изучение родного языка входит в обязательную часть школьной программы. Родной язык изучают в рамках предметных областей: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык и родная литература» – в основной и старшей школе.
Изучение этих предметов обусловлено тем, что внесены изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ о языке образования, кроме того, в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования четко прописано, что предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» является обязательным для изучения.
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г (принят 3 августа 2018 года) Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ), в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка».
В часть 4 статьи 14 внесено следующее дополнение «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».
Часть 6 статьи 14 дополнена предложением следующего содержания: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования» (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ).
Родной язык – язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык. Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать письменное заявление на имя директора (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО рабочие программы учебных предметов при реализации предметной области «Родной язык и родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
В МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской. в качестве родного языка из числа языков народов Российской Федерации изучается русский язык.
Содержание программ «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» ориентировано на осознание обучающимся многообразных связей языка и литературы с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Особо отмечены принципиальные позиции: эти предметы не отменяют традиционные учебные предметы «Русский язык», «Литература»; не готовят к ОГЭ, ВПР; требования к результатам освоения «Родного (русского) языка», «Родной (русской) литературы», содержательные линии курса соотносятся с программами традиционных учебных предметов «Русский язык», «Литература», но не дублируют их.
Предметом изучения прикладной науки — методики родного русского языка в начальной школе является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).
Методика родного русского языка в основной школе призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач:
- на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.
Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программы по родному русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.п.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д.
Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения. Время подсказывает свои задачи методике, как и педагогической науке в целом. Так, в наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков.
Задачи обучения родному языку на всех уровнях обучения, конечно, не могут совпадать. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их. Каждая ступень имеет свои особенности.
В условиях поликультурного образования в Краснодарском крае и
динамичного развития миграционных процессов становится особенно
актуальным воспитание российской гражданской идентичности выпускников
общеобразовательных учреждений, основанное на познании национальной
культуры. Это невозможно без изучения родного языка и литературы.
Изменения, внесенные в образовательные стандарты начального и общего образования, регламентируют преподавание родного русского языка,
литературного чтения на родном русском языке и родной литературы. Для учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы Государственным Бюджетным Образовательным Учреждением «Институт развития образования» Краснодарского края разработана программа повышения их квалификации. Она позволяет повысить качество их профессионального образования, лингвистическую и общекультурную компетенции.
Цель программы — совершенствование профессиональных компетенций,
необходимых педагогам для преподавания учебных предметов «Родной язык
(русский)», «Литературное чтение на родном языке (русском)»/Родная литература (русская)» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
Задачи Программы:
1) обеспечить мотивационные и теоретико-методологические основы дальнейшего самостоятельного профессионального роста педагогов, преподающих учебные предметы «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке (русском)»/Родная литература (русская)»;
2) предоставить педагогам возможность овладеть методикой достижения
предметных, метапредметных и личностных результатов средствами учебных предметов «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке (русском)»/Родная литература (русская)».
Содержание дополнительной программы повышения квалификации «Методические основы преподавания русского (родного) языка и
литературы» направлено на достижение поставленной цели посредством
последовательного решения сформулированных задач.
Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы связывается прежде всего с повышением качества образования на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому важно использовать технологии обучения, предполагающие личностно-ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят в нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействии эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Наиболее оптимальными для преподавания русского языка и литературы можно считать коммуникативные, информационные, групповые, игровые, исследовательские, развивающие, разноуровневые, интерактивные мультимедиа технологии.
Литература
1. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2018
4. № 30-510 «О направлении информации» (Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской федерации, в том числе русского языка как родного).
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 04.03.2019 № 1/19).
6. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31.01.2018 № 2/18).