Информационные технологии в современном образовательном процессе

Гладилина Е. А. Особенности преподавания технологии в условиях дистанционного обучения

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания технологии в условиях дистанционного обучения на примере различных образовательных платформ. Использование современных информационных технологий широко используется для повышения уровня эффективности прохождения обучения слушателем дистанционного обучения, по сравнению с традиционным очным обучением. Компьютерные образовательные ресурсы дают возможность улучшить применяемые учебные материалы, чтобы организовать учебную деятельность обучающихся.
Ключевые слова. Дистанционное обучение, онлайн-урок, информационные технологии, интернет-платформа, обучающийся.
С приходом в нашу жизнь новых технологий актуальность дистанционного обучения возрастает. Также как очное и заочное обучение, дистанционное является официальной формой получения знаний. На фоне всеобщей глобализации мирового сообщества и возникающих социальных проблем все более востребованными становятся развитие методов дистанционного обучения, нахождение новых способов решения, поставленных перед ним задач, поэтому необходим теоретический анализ развития, происходящих в нем инновационных процессов.
Дистанционное обучение – это обучение, осуществляемое на расстоянии с помощью информационных и телекоммуникационных технологий без прямого контакта между учителем и обучающимся.
Дистанционная форма обучения предоставляет обучающемся возможность получать знания вне зависимости от расстояния. В отличие от традиционной формы обучения обучающиеся могут получить образование, не выходя из дома, что является весомым аргументом при работе с людьми с ограниченными возможностями. Появляются новые пути использования различных источников получения новой информации. Также дистанционное обучение способствует мобильности и доступности образовательной среды. Дистанционная форма обучения включает в себя совокупность компьютерных, педагогических, современных и телекоммуникационных технологий, форм и методов обучения, которые позволили сделать возможным получения знаний без посещения учебного заведения.
Обязательным условием успешной организации дистанционного урока является:
·          использование интерактивных обучающих систем;
·          отбор полезного и нужного материала по содержанию;
·          применение компьютерных тренажеров;
·          постоянный, массовый контроль получаемых знаний.
При организации образовательного процесса с применением дистанционного обучения, главная задача учителя продумать каким образом обучающиеся смогут получить доступ к учебным материалам и заданиям к ним, где они будут опубликованы и как организовать учебную деятельность обучающихся в сети. Понять какие средства обеспечат лучшее взаимодействие между учителем и обучающемся и как организовать контроль усвоения нового материала и выполнения заданий по пройденной теме.
Использование интерактивных технических средств обучения на занятиях по технологии повышают эффективность работы на занятиях, самоконтроль и самооценку успеваемости обучающегося, процесс выполнения заданий. На данный момент существует множество интернет платформ для успешной организации онлайн-урока.
Учителя для проведения онлайн-уроков, занятий, мероприятий активно пользуются бесплатными платформами ZOOM и Discord, которые обладают простым алгоритмом управления и возможностью одновременного включения большого количества участников.
Программа ZOOM легко можно установить и на компьютере, и на мобильном телефоне. Она предназначена для проведения видеоконференций и организации дистанционного обучения. При регистрации каждый урок получает идентификационный номер и код связь конференции. Педагог назначает дату и время онлайн-встречи. Формируется приглашение, которое через социальные сети или электронную почту отправляется ученикам. ZOOM дает возможность проведения групповой работы, позволяет экрану работать в режиме демонстрации и пользоваться им совместно как учебной доской. Учителя на онлайн-уроках в режиме демонстрации экрана активно используют в качестве учебного материала различные электронные формы: готовые тематические видеоуроки и видеоролики с канала YouTube (рекомендуется предварительный экспертный просмотр педагога); виртуальные музеи и экскурсии; видеозаписи концертов, телевизионные консультации; тематические презентации в программе Power Point, позволяющей при презентации включить режим учебной доски (на слайде во время показа можно подчеркивать, писать, рисовать, чертить и пр.).
Программа Discord первоначально была разработана для голосового сопровождения сетевых геймов (групповых игр на расстоянии через интернет) и стала достаточно популярной международной платформой для общения молодежи. В период вынужденного перехода на дистанционное обучение она удобна для проведения онлайн-уроков в среднем и старшем звене, так как обучающиеся в этом возрасте уже пользовались ею в качестве игрового сервера. Discord предлагает голосовые каналы для личных бесед, групповых обсуждений, видеоконференций и консультаций. Технические возможности платформы позволяют учителю создать учебную среду, при этом не требуется предварительная постановка даты и времени урока, нет ограничения во времени занятия. По расписанию обучающиеся сами заходят на платформу и включаются в созданный учителем для каждого класса голосовой канал-кабинет (количество участников не ограничено). Доступ к нему можно получить только по приглашению, которое отправляется учителем один раз. Так, каждому канал-кабинету дается название (например, «Технология. 6 «А» класс), а затем каждый обучающийся приобретает роль (например, «Ученик 6 «А» класса»). В текстовых каналах педагоги могут отправлять сообщения или загружать файлы и изображения, которые всегда доступны ученикам. В голосовых каналах присутствует режим демонстрации экрана (Go Live), позволяющий учителям показывать видео, делать презентации, выполнять совместные разборы задач и др. Платформы ZOOM и Discord помогают организовать достаточно функциональный виртуальный кабинет для проведения онлайн-уроков.
При индивидуальном обучении и консультациях учителя используют системы интернет телефонии с голосовой и видеосвязью Skype и WhatsApp. Для организации закрепления изученных правил обращаются к различным цифровым интерактивным образовательным сайтам: «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Якласс», «РЭШ» («Российская электронная школа»), «Решу ЕГЭ (ОГЭ, ВПР)», предметная рабочая тетрадь Skysmart и др.
Одной из проблем дистанционного обучения является организация контроля усвоения обучающимися учебного материала и своевременная оценка их знаний и умений, поэтому необходимо обеспечить систему доставки и проверки контрольно-измерительных материалов. Для этого наиболее удобны интернет-сервисы Google Classroom, персональная электронная почта, WhatsApp (отправляются фотографии письменных работ обучающихся), электронный журнал «Сетевой город».
Популярная онлайн-платформа Google Classroom выпущена в 2014 году специально для учителей. Она включает актуальные сервисы, способствующие решению различных задач, в том числе и образовательных (упрощает создание, распространение и оценку заданий; обеспечивает обратную связь преподавателя с учениками и др.). Перед началом работы с данной платформой необходимо провести несколько онлайн-занятий, знакомящих обучающихся с ее особенностями. Учитель открывает здесь учебные классы (курсы) со специальным кодом и внутри курса создает различные задания, тематические, проверочные работы. Обучающиеся через код входят в свой класс, выполняют задания и сдают на проверку. Учитель проверяет их в программе Google Class, которая позволяет исправить ошибки или оставить рядом с ними комментарии, затем выставить оценку (баллы) и отправить работу обратно.
Итак, Google Classroom является удобным инструментом оценивания работ обучающихся и обеспечения обратной связи в онлайн формате в условиях удаленного обучения. Немаловажно, что здесь не показывается реклама и гарантирована защита данных.
Таким образом, дистанционное обучение обладает всеми необходимыми средствами для полноценного обучения. Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, электронные ресурсы, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео файлов. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса.


Список литературы

1. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению // Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!»: «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». Материалы форума. Якутск, 2015. С. 149-154.
2. Панина С.В., Барахсанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в контексте цифрового образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 229–231.
3. Соловьева Р.А. Педагогическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности студентов в условиях регионального вуза: Дис. …канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2019. 163 с.
4. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: Монография. М., 2007. 146 с.
5. Прокопьев М.С. Использование интерактивной технологии в модульно-рейтинговой системе обучения // Преподаватель. XXI век. 2012. № 3. С. 27–32.
6. Методические рекомендации по реализации образовательных программ … с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu. gov.ru/ document/ 26aa857e 0152bd 199507 ff aa 15f77 c58/download/2752.
7. Михаил Сивцев провел ВКС с председателями родительских комитетов школ 100 Педагогика № 6, 2020 / Pedagogics No. 6, 2020 города [Электронный ресурс]. URL: http: // yaguo. ru /node/8298.
2021