НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Реута А.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементарных математических представлений направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возpаста, с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.
Использование занимательного материала в непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом: показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.
Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.

Сборник дидактических игр

«В лес за грибами»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова: «один, много».
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «воспитатель Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? какой Сколько стало грибов в корзинке? (много) Сколько грибов осталось у вас (ни одного).
«Малина для наши и медвежат»
Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «сколько, поровну», «поэтому одинаково».
Ход игры.
Воспитатель говорит:
- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы сначала угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат(много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод (много). Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
2020