Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Чернявская Е. В. Опыт организации выходного дня кадет в ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ» при введении режи- мов противодействия новой коронавирусной инфекции в 2020‑2021 учебном году

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Организация выходного дня кадет – один из основных рычагов осуществления воспитательной работы. При составлении плана выходного дня используется комплексный подход к составляющим воспитательной работы. В плане всегда присутствует:
·               вариативный досуг (занятия по интересам, хобби, чтение книг, настольные игры);
·               спортивная составляющая, занятия на свежем воздухе;
·               различные формы информирования (просмотр документальных и художественных фильмов, составление медиа-контента, беседы, викторины, выпуск боевых листков и другой печатной продукции) о важных датах и событиях, с преобладанием военного компонента (памятные даты военной истории, военные праздники, дни рождения известных военных деятелей);
·               мероприятия духовно-нравственного и художественно-эстетического направления, представленные концертами, спектаклями, кинолекториями, интеллектуальным шоу, конкурсами творческих возможностей, экскурсиями, посещениями учреждений культуры;
·               курсовые командообразующие и сплачивающие мероприятия.
С начала учебного года в условиях проведения мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (НКВИ), план выходного дня претерпел изменения. Точнее составляющие плана в основном остались прежними для сохранения целостности воспитательной работы, а вот формы изменились, ввиду новых требований.
В соответствии с требованиями введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «благополучный», когда случаи COVID-19 не выявлены, но наблюдаются единичные случаи острых респираторных инфекций на курсе (до 3% личного состава), были введены такие ограничения, как отмена посещения развлекательных организаций, учреждений культуры и спорта, запрет увольнений и взаимодействия со сторонними лицами (помимо сотрудников училища). Для поддержания положительного морального настроя кадет в выходные дни проводились:
·                   авторские автобусные экскурсии (в составе взводов) по городу Петрозаводску и Республике Карелия;
·                   марш-броски и военно-спортивные игры (в составе курсов) на территории республиканского спортивного комплекса;
·                   туристические выходы (в составе взводов) с элементами обучения азам выживания в лесу;
·                   военно-патриотический квест по территории училища.
Все перечисленные мероприятия проходили в составе взводов и курсов без контакта со сторонними лицами, с соблюдением санитарных норм.
Сильными мотивирующими и сплачивающими мероприятиями в этот период стали специально организованные коллективно-творческие дела (КТД) выходного дня, когда каждый обучающийся мог лично поучаствовать в создании общего группового продукта. Например, КТД по созданию Кодекса чети кадета. Каждый взвод вносил свои предложения в курсовой проект, далее курсовые проекты обсуждались в рамках онлайн-встреч с представителями детской и взрослой общественности, родителями. В итоге выработан единый Кодекс чести кадета Петрозаводского ПКУ, закрепивший общие правила поведения и обязанности всех кадет училища. Мероприятие лишний раз подчеркнуло, что мы – единая команда, и сообща справимся с трудностями.
КТД «Фото-кросс», успешно организованное на 1 курсе. Команда каждого взвода выполняла фотографии на заданные темы, затем проводилось онлайн-голосование за лучшие фотоработы (в составе жюри были представители всех взводов). Из работ-победителей сформирован большой фото-коллаж, который украшает стены спального корпуса. Кадеты выступили с инициативой сделать «Фото-кросс» ежегодным традиционным делом, которое позволит через фотографии наблюдать изменения на курсе.
КТД 3 курса «ЗОЖги», в ходе которого команда каждого взвода готовила медиа продукт по темам, направленным на формирование здорового образа жизни, а по результатам работы была оформлена выставка.
При выявлении первых случаев COVID-19, был введен режим противодействия возникновению и распространению НКВИ «неустойчивый», который при явной тенденции к увеличению количества заболевших COVID-19 в течение недели сменился на «чрезвычайный», с введением элементов карантина и переводом личного состава на «казарменное положение» с двухнедельным круглосуточным пребыванием на территории училища.
При введении режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный» (регистрация групповых случаев COVID-19 – более 3% личного состава курса), когда учебная и воспитательная работа полностью перешла в дистанционный формат, обучающиеся взаимодействовали только в составах этажей спальных корпусов, спортивная и любая групповая работы были запрещены, упор при организации выходного дня делался на индивидуальную работу. Кадет, у которых был выявлен положительный результат теста на COVID-19, перевели в отдельный спальный корпус, где им было организовано питание. По территории училища они не передвигались, взаимодействовали только в пределах жилых кубриков.
Это время (почти месяц) стало самым сложным для организации досуга обучающихся в выходные дни. Постепенно формировался банк данных методических материалов (сборники игр на бумаге, кроссворды, филворды, судоку и другие интеллектуальные игры, раскраски-антистресс, ссылки на онлайн-игры, подборки виртуальных экскурсий, образовательных сайтов). Разрабатывались игры на развитие умственных способностей (последовательности, алфавит, своя игра, быстрый и умный, квиз). Активно проводились конкурсы медиа-продуктов на различную тематику.
Ограничение спортивно-массовой работы в выходной день негативно сказалось на физическом и моральном состоянии обучающихся. Полностью заменить командные виды спорта и физическую активность на свежем воздухе другими формами работы не представлялось возможным. При отсутствии спортивно-массовой работы, запускались индивидуальные спортивные челленджы на увеличение силовых показателей за определенное время (упражнение «Планка», подтягивания, отжимания, приседания, скручивания).
В выходные дни активно проводились парные турниры по армреслингу, настольному теннису, шахматам, шашкам, игре го, а также индивидуальные соревнования по жиму штанги лежа (для старшеклассников), спидкубингу, дартсу, сборке-разборке автомата.
Нововведением стала организация индивидуальных соревнований, имитирующих реальные виды спорта. Например, турнир по баскетболу «Попади в кольцо», в котором приняли участие 100 человек. Каждому конкурсанту давался небольшой прозрачный шар, в котором и находились мяч с кольцом. Ловкими движениями рук, стоя в статичной позе, необходимо было забросить мяч в баскетбольное кольцо. Это оказалось не просто, но вызвало большой интерес у участников, и теперь станет традиционной забавой.
Также впервые были проведены «Авторалли» (прохождение трассы с полосой препятствия на радиоуправляемых моделях). Эта инициатива вдохновила как младших, так и старших кадет, собрав более 300 индивидуальных заявок. В дальнейшем планируется проведение коллективного общеучилищного турнира. Первокурсники с удовольствием участвовали в индивидуальных состязаниях «На взлет», заключавшихся в конструировании из бумаги модели самолета и запуска на дальность полета.
Ограничение реального спорта стало толчком к развитию виртуального. В выходные дни на курсах организовывались турниры по кибер-спорту (в рамках допустимых игр: футбол, баскетбол, хоккей, танки), в том числе массовый Кибер-турнир по футболу «ФИФА-18».
В условиях введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный» возникли трудности при организации мероприятий духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности. Так невозможно было провести мероприятия (концерты, конкурсы, представления, танцевальные вечера), где необходима поддержка зрителей. Однако перевод подобных мероприятий в дистанционный режим, позволил выявить и новых возможностей:
·                   традиционный конкурс творческих возможностей «Я талантлив», проведенный в режиме предоставления видеороликов, позволил расширить перечень номинаций конкурса (мастер-классы по оригами, сборке-разборке автомата, акробатические номера, шаржи);
·                   интеллектуальное шоу «Ума палата» (адаптированный аналог известной игры квиз), в котором дистанционно мог участвовать любой желающий, расширило количество участников;
·                   онлайн-игры КВН сплотили участников сборной команды и позволили шагнуть за границы традиционного сценического репертуара;
·                   отсутствие очных занятий по бальной культуре и невозможность танцевать на балах, способствовало участию в танцевальных викторинах и челленджах. Так старшеклассники в один из выходных дней приняли участие в открытом онлайн-фестивале «Dance MiXтура» в рамках молодежного проекта «Бал Культур». В номинации «Танцевальный челлендж «Пойми меня на расстоянии»», смысл которого заключался в синхронном исполнении танца с партнёршей, находящейся в другом городе и «встретившейся» со своим партнером на видео, наши кадеты стали победителями.
Ввиду ограниченности общения в рамках классов и курсов, активно развивалась радиосвязь. Кадеты самостоятельно разрабатывали и вели развлекательные и познавательные радиопередачи выходного дня. По причине невозможности реального общения с родственниками и друзьями, обучающиеся в выходные дни систематически готовили видеоролики и другие мультимедийные продукты для организации взаимодействия и обратной связи (видео-открытки мамам, фотопроект «Вместе мы сила»).
За время организации воспитательной работы выходного дня в условиях введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный», кадеты участвовали во всевозможных онлайн-конкурсах (самбо, баскетбол, написание эссе и сочинений, создание медиа-продуктов, подготовка творческих номеров, песенные и литературные конкурсы и т.п.), на многих из которых заняли призовые места.
Ввиду ограничительных мероприятий претерпела изменения профориентационная работа выходного дня. К сожалению, не представилось возможным провести запланированные очные профориентационные встречи с представителями военных организаций и осуществить экскурсионные программы в силовые ведомства и образовательные учреждения Министерства обороны. Профориентация временно перешла в дистанционный формат – старшеклассники знакомились с образовательными организациями Министерства обороны через сайты и видеоматериалы.
К концу 2-й четверти, ввиду снижения количества заболевших COVID-19 и отсутствия тенденции к их росту, в училище был введен режим противодействия возникновению и распространению НКВИ «неустойчивый» (регистрация групповых случаев заражения до 1% личного состава курса). Это позволило проводить мероприятия в очном режиме в составе взводов и курсов.
Для поддержания коллективного духа командам взводов было предложено участие в первом в истории училища конкурсе снежных фигур «Кадет.Com». Все курсы с воодушевлением восприняли идею, подготовились, и в одно из воскресений декабря территория училища превратилась в большую строительную площадку, на которой были воздвигнуты различные арт-объекты из снега. Первый снежный праздник удался и станет доброй традицией. Было организовано онлайн-голосование среди родителей, сотрудников, в котором приняло участие почти 1000 человек.
Для истосковавшихся по спортивным соревнованиям кадет на курсах были специально разработаны зимние эстафеты, включавшие и шуточные соревнования, и русские народные забавы (бег в мешках, метание валенка, петушиные бои), и силовые турниры (поднятие гири, перетягивание каната).
Послабление ограничительных мер позволило организовать новогодние мероприятия выходного дня в очном режиме. Так на младших курсах проходили спортивные новогодние эстафеты, на старших – праздничное подведение итогов состоялось в формате интеллектуального шоу «Ума палата» (аналог игры квиз). Кадеты подготовили традиционный новогодний концерт для родителей, который ввиду невозможности личного присутствия, они увидели в форме видеофильма.
Таким образом, при организации мероприятий выходного дня работа в рамках основных направлений деятельности велась планово, но с учетом требований режимов. Проводимые мероприятия в входные дни стали той отдушиной, которая поддерживала оптимистический настрой, как у детей, так и у взрослых. Далеко не все запланированные мероприятия удалось провести, не все задачи воспитательной работы удалось реализовать. Но ситуация вынужденных ограничительных мер позволила говорить и о внеплановых результатах:
· акценты воспитательной работы не только сместились на курсы, но и на взвода, активизировалась индивидуальная воспитательная работа;
· разработаны индивидуальные экскурсионные маршруты по городу Петрозаводску и Республике Карелия;
· проведены курсовые военно-прикладные эстафеты;
· разработаны и проведены новые коллективно-творческие дела, заложены традиции новых мероприятий;
· во взводах запущены спортивные челленджы;
· в расположениях эффективно заработала радиосвязь: создавались радиопередачи, транслировались аудиокниги;
· повысился читательский интерес;
· прошли индивидуальные и групповые турниры по настольным играм, интеллектуальным играм на бумаге, имитационным играм;
· пополнена методическая копилка педагогов-организаторов и воспитателей;
· произошло сближение с родителями, которые во времена режима «чрезвычайный» очень поддерживали обучающихся и педагогов, ощутимо пополнили материально-техническую базу курсов играми, книгами, методическими пособиями.
Нельзя не отметить, что за время работы в режиме карантинных мероприятий, выявилось и ряд проблем:
·               неготовность к быстрому переходу на дистанционный режим и индивидуальную воспитательную работу, отсутствие опыта работы в подобных условиях;
·          сложность планирования мероприятий ввиду ограниченности территории, на которой находились обучающиеся и педагоги, недостроенности объектов училища;
·          психологическое и эмоциональное напряжение, в котором находились как дети, так и взрослые;
·          кадровый дефицит во время карантинных мероприятий;
·          коммуникационные шумы при командной работе в дистанционном режиме;
·          сложность перевода в дистанционный режим мероприятий спортивно-массового направления, а также духовно-нравственной работы (концерты, выступления, где важна поддержка зрительного зала).
И только готовность каждого сотрудника видеть и решать реальные проблемы, способность работать в команде, не зависимо от поставленных задач, оказывать поддержку (и методическую, и моральную), уже сейчас позволяет направлять бесценный опыт функционирования в рамках ограничительных мероприятий на корректировку воспитательной работы в соответствии со складывающейся ситуацией.
2021