Чернявская Е. В. Опыт организации выходного дня кадет в ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ» при введении режи- мов противодействия новой коронавирусной инфекции в 2020‑2021 учебном году
Организация выходного дня кадет – один из основных рычагов осуществления воспитательной работы. При составлении плана выходного дня используется комплексный подход к составляющим воспитательной работы. В плане всегда присутствует: · вариативный досуг (занятия по интересам, хобби, чтение книг, настольные игры); · спортивная составляющая, занятия на свежем воздухе; · различные формы информирования (просмотр документальных и художественных фильмов, составление медиа-контента, беседы, викторины, выпуск боевых листков и другой печатной продукции) о важных датах и событиях, с преобладанием военного компонента (памятные даты военной истории, военные праздники, дни рождения известных военных деятелей); · мероприятия духовно-нравственного и художественно-эстетического направления, представленные концертами, спектаклями, кинолекториями, интеллектуальным шоу, конкурсами творческих возможностей, экскурсиями, посещениями учреждений культуры; · курсовые командообразующие и сплачивающие мероприятия. С начала учебного года в условиях проведения мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (НКВИ), план выходного дня претерпел изменения. Точнее составляющие плана в основном остались прежними для сохранения целостности воспитательной работы, а вот формы изменились, ввиду новых требований. В соответствии с требованиями введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «благополучный», когда случаи COVID-19 не выявлены, но наблюдаются единичные случаи острых респираторных инфекций на курсе (до 3% личного состава), были введены такие ограничения, как отмена посещения развлекательных организаций, учреждений культуры и спорта, запрет увольнений и взаимодействия со сторонними лицами (помимо сотрудников училища). Для поддержания положительного морального настроя кадет в выходные дни проводились: · авторские автобусные экскурсии (в составе взводов) по городу Петрозаводску и Республике Карелия; · марш-броски и военно-спортивные игры (в составе курсов) на территории республиканского спортивного комплекса; · туристические выходы (в составе взводов) с элементами обучения азам выживания в лесу; · военно-патриотический квест по территории училища. Все перечисленные мероприятия проходили в составе взводов и курсов без контакта со сторонними лицами, с соблюдением санитарных норм. Сильными мотивирующими и сплачивающими мероприятиями в этот период стали специально организованные коллективно-творческие дела (КТД) выходного дня, когда каждый обучающийся мог лично поучаствовать в создании общего группового продукта. Например, КТД по созданию Кодекса чети кадета. Каждый взвод вносил свои предложения в курсовой проект, далее курсовые проекты обсуждались в рамках онлайн-встреч с представителями детской и взрослой общественности, родителями. В итоге выработан единый Кодекс чести кадета Петрозаводского ПКУ, закрепивший общие правила поведения и обязанности всех кадет училища. Мероприятие лишний раз подчеркнуло, что мы – единая команда, и сообща справимся с трудностями. КТД «Фото-кросс», успешно организованное на 1 курсе. Команда каждого взвода выполняла фотографии на заданные темы, затем проводилось онлайн-голосование за лучшие фотоработы (в составе жюри были представители всех взводов). Из работ-победителей сформирован большой фото-коллаж, который украшает стены спального корпуса. Кадеты выступили с инициативой сделать «Фото-кросс» ежегодным традиционным делом, которое позволит через фотографии наблюдать изменения на курсе. КТД 3 курса «ЗОЖги», в ходе которого команда каждого взвода готовила медиа продукт по темам, направленным на формирование здорового образа жизни, а по результатам работы была оформлена выставка. При выявлении первых случаев COVID-19, был введен режим противодействия возникновению и распространению НКВИ «неустойчивый», который при явной тенденции к увеличению количества заболевших COVID-19 в течение недели сменился на «чрезвычайный», с введением элементов карантина и переводом личного состава на «казарменное положение» с двухнедельным круглосуточным пребыванием на территории училища. При введении режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный» (регистрация групповых случаев COVID-19 – более 3% личного состава курса), когда учебная и воспитательная работа полностью перешла в дистанционный формат, обучающиеся взаимодействовали только в составах этажей спальных корпусов, спортивная и любая групповая работы были запрещены, упор при организации выходного дня делался на индивидуальную работу. Кадет, у которых был выявлен положительный результат теста на COVID-19, перевели в отдельный спальный корпус, где им было организовано питание. По территории училища они не передвигались, взаимодействовали только в пределах жилых кубриков. Это время (почти месяц) стало самым сложным для организации досуга обучающихся в выходные дни. Постепенно формировался банк данных методических материалов (сборники игр на бумаге, кроссворды, филворды, судоку и другие интеллектуальные игры, раскраски-антистресс, ссылки на онлайн-игры, подборки виртуальных экскурсий, образовательных сайтов). Разрабатывались игры на развитие умственных способностей (последовательности, алфавит, своя игра, быстрый и умный, квиз). Активно проводились конкурсы медиа-продуктов на различную тематику. Ограничение спортивно-массовой работы в выходной день негативно сказалось на физическом и моральном состоянии обучающихся. Полностью заменить командные виды спорта и физическую активность на свежем воздухе другими формами работы не представлялось возможным. При отсутствии спортивно-массовой работы, запускались индивидуальные спортивные челленджы на увеличение силовых показателей за определенное время (упражнение «Планка», подтягивания, отжимания, приседания, скручивания). В выходные дни активно проводились парные турниры по армреслингу, настольному теннису, шахматам, шашкам, игре го, а также индивидуальные соревнования по жиму штанги лежа (для старшеклассников), спидкубингу, дартсу, сборке-разборке автомата. Нововведением стала организация индивидуальных соревнований, имитирующих реальные виды спорта. Например, турнир по баскетболу «Попади в кольцо», в котором приняли участие 100 человек. Каждому конкурсанту давался небольшой прозрачный шар, в котором и находились мяч с кольцом. Ловкими движениями рук, стоя в статичной позе, необходимо было забросить мяч в баскетбольное кольцо. Это оказалось не просто, но вызвало большой интерес у участников, и теперь станет традиционной забавой. Также впервые были проведены «Авторалли» (прохождение трассы с полосой препятствия на радиоуправляемых моделях). Эта инициатива вдохновила как младших, так и старших кадет, собрав более 300 индивидуальных заявок. В дальнейшем планируется проведение коллективного общеучилищного турнира. Первокурсники с удовольствием участвовали в индивидуальных состязаниях «На взлет», заключавшихся в конструировании из бумаги модели самолета и запуска на дальность полета. Ограничение реального спорта стало толчком к развитию виртуального. В выходные дни на курсах организовывались турниры по кибер-спорту (в рамках допустимых игр: футбол, баскетбол, хоккей, танки), в том числе массовый Кибер-турнир по футболу «ФИФА-18». В условиях введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный» возникли трудности при организации мероприятий духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности. Так невозможно было провести мероприятия (концерты, конкурсы, представления, танцевальные вечера), где необходима поддержка зрителей. Однако перевод подобных мероприятий в дистанционный режим, позволил выявить и новых возможностей: · традиционный конкурс творческих возможностей «Я талантлив», проведенный в режиме предоставления видеороликов, позволил расширить перечень номинаций конкурса (мастер-классы по оригами, сборке-разборке автомата, акробатические номера, шаржи); · интеллектуальное шоу «Ума палата» (адаптированный аналог известной игры квиз), в котором дистанционно мог участвовать любой желающий, расширило количество участников; · онлайн-игры КВН сплотили участников сборной команды и позволили шагнуть за границы традиционного сценического репертуара; · отсутствие очных занятий по бальной культуре и невозможность танцевать на балах, способствовало участию в танцевальных викторинах и челленджах. Так старшеклассники в один из выходных дней приняли участие в открытом онлайн-фестивале «Dance MiXтура» в рамках молодежного проекта «Бал Культур». В номинации «Танцевальный челлендж «Пойми меня на расстоянии»», смысл которого заключался в синхронном исполнении танца с партнёршей, находящейся в другом городе и «встретившейся» со своим партнером на видео, наши кадеты стали победителями. Ввиду ограниченности общения в рамках классов и курсов, активно развивалась радиосвязь. Кадеты самостоятельно разрабатывали и вели развлекательные и познавательные радиопередачи выходного дня. По причине невозможности реального общения с родственниками и друзьями, обучающиеся в выходные дни систематически готовили видеоролики и другие мультимедийные продукты для организации взаимодействия и обратной связи (видео-открытки мамам, фотопроект «Вместе мы сила»). За время организации воспитательной работы выходного дня в условиях введенного режима противодействия возникновению и распространению НКВИ «чрезвычайный», кадеты участвовали во всевозможных онлайн-конкурсах (самбо, баскетбол, написание эссе и сочинений, создание медиа-продуктов, подготовка творческих номеров, песенные и литературные конкурсы и т.п.), на многих из которых заняли призовые места. Ввиду ограничительных мероприятий претерпела изменения профориентационная работа выходного дня. К сожалению, не представилось возможным провести запланированные очные профориентационные встречи с представителями военных организаций и осуществить экскурсионные программы в силовые ведомства и образовательные учреждения Министерства обороны. Профориентация временно перешла в дистанционный формат – старшеклассники знакомились с образовательными организациями Министерства обороны через сайты и видеоматериалы. К концу 2-й четверти, ввиду снижения количества заболевших COVID-19 и отсутствия тенденции к их росту, в училище был введен режим противодействия возникновению и распространению НКВИ «неустойчивый» (регистрация групповых случаев заражения до 1% личного состава курса). Это позволило проводить мероприятия в очном режиме в составе взводов и курсов. Для поддержания коллективного духа командам взводов было предложено участие в первом в истории училища конкурсе снежных фигур «Кадет.Com». Все курсы с воодушевлением восприняли идею, подготовились, и в одно из воскресений декабря территория училища превратилась в большую строительную площадку, на которой были воздвигнуты различные арт-объекты из снега. Первый снежный праздник удался и станет доброй традицией. Было организовано онлайн-голосование среди родителей, сотрудников, в котором приняло участие почти 1000 человек. Для истосковавшихся по спортивным соревнованиям кадет на курсах были специально разработаны зимние эстафеты, включавшие и шуточные соревнования, и русские народные забавы (бег в мешках, метание валенка, петушиные бои), и силовые турниры (поднятие гири, перетягивание каната). Послабление ограничительных мер позволило организовать новогодние мероприятия выходного дня в очном режиме. Так на младших курсах проходили спортивные новогодние эстафеты, на старших – праздничное подведение итогов состоялось в формате интеллектуального шоу «Ума палата» (аналог игры квиз). Кадеты подготовили традиционный новогодний концерт для родителей, который ввиду невозможности личного присутствия, они увидели в форме видеофильма. Таким образом, при организации мероприятий выходного дня работа в рамках основных направлений деятельности велась планово, но с учетом требований режимов. Проводимые мероприятия в входные дни стали той отдушиной, которая поддерживала оптимистический настрой, как у детей, так и у взрослых. Далеко не все запланированные мероприятия удалось провести, не все задачи воспитательной работы удалось реализовать. Но ситуация вынужденных ограничительных мер позволила говорить и о внеплановых результатах: · акценты воспитательной работы не только сместились на курсы, но и на взвода, активизировалась индивидуальная воспитательная работа; · разработаны индивидуальные экскурсионные маршруты по городу Петрозаводску и Республике Карелия; · проведены курсовые военно-прикладные эстафеты; · разработаны и проведены новые коллективно-творческие дела, заложены традиции новых мероприятий; · во взводах запущены спортивные челленджы; · в расположениях эффективно заработала радиосвязь: создавались радиопередачи, транслировались аудиокниги; · повысился читательский интерес; · прошли индивидуальные и групповые турниры по настольным играм, интеллектуальным играм на бумаге, имитационным играм; · пополнена методическая копилка педагогов-организаторов и воспитателей; · произошло сближение с родителями, которые во времена режима «чрезвычайный» очень поддерживали обучающихся и педагогов, ощутимо пополнили материально-техническую базу курсов играми, книгами, методическими пособиями. Нельзя не отметить, что за время работы в режиме карантинных мероприятий, выявилось и ряд проблем: · неготовность к быстрому переходу на дистанционный режим и индивидуальную воспитательную работу, отсутствие опыта работы в подобных условиях; · сложность планирования мероприятий ввиду ограниченности территории, на которой находились обучающиеся и педагоги, недостроенности объектов училища; · психологическое и эмоциональное напряжение, в котором находились как дети, так и взрослые; · кадровый дефицит во время карантинных мероприятий; · коммуникационные шумы при командной работе в дистанционном режиме; · сложность перевода в дистанционный режим мероприятий спортивно-массового направления, а также духовно-нравственной работы (концерты, выступления, где важна поддержка зрительного зала). И только готовность каждого сотрудника видеть и решать реальные проблемы, способность работать в команде, не зависимо от поставленных задач, оказывать поддержку (и методическую, и моральную), уже сейчас позволяет направлять бесценный опыт функционирования в рамках ограничительных мероприятий на корректировку воспитательной работы в соответствии со складывающейся ситуацией.