НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Белоусова Т.В., Стороженко А.Ф. Современное дошкольное образование — поддержка детской инициативы и самостоятельности детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

В нашем учреждении в течение нескольких лет проводилась работа по поиску и отбору инновационных форм и технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей, поддержки детской инициативы и самостоятельности, создании условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Образовательный модуль «Радужная карусель» (Приложение1) создан в целях формирования ключевых компетентностей дошкольников, познавательного и социально-коммуникативного развития детей, через создание условий для детской инициативы, свободы выбора и самостоятельности в различных видах детской деятельности; выявления и поддержки детской одаренности. Работа по модулю проводится и в первую и во вторую половину дня. Педагогами внедряется единая технология — основы теории сильного мышления - творческое решение изобретательских задач - развитие творческого воображения (ОТСМ-ТРИЗ РТВ).
Основной формой работы этого модуля является «Парк студий «Карусель»» по концепции авторской технологии «Школа-парк» известного российского педагога Милослава Александровича Балабана (1927—2005), адаптированная к системе дошкольного образования, где образование рассматривается как органический процесс развития — полная реализация личностного потенциала каждого ребенка, а интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта. Возрастная группа — замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа детей разного возраста через самостоятельный выбор.
В ходе работы по модулю «Радужная карусель» наряду с разнообразными видами физкультурных занятий, проводится дифференцированная утренняя гимнастика для девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Мы убедились, что это играет большую роль в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет гендерных особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиваться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.
Изучая педагогический опыт коллег мы пришли к выводу, что радио недостаточно применяется в образовании, и его обучающий потенциал часто не используется в полной мере. Применение в работе с детьми технологии ТРИЗ - педагогики изменило мышление наших педагогов. Педагоги вместе с детьми идут по творческому пути — от познания и преобразования признаков объектов и их значений, наделяя порой обычные предметы другими функциями. В данном случае, громкоговорящая связь пожарной сигнализации нашего детского сада обрела функции радио. Так в детском саду появилась возможность проводить вещание по радио. Установленное радиооборудование дает возможность тренировать коммуникативные навыки детей и педагогов. Кроме того, радио облегчает языковое развитие. Это большие возможности для обучения и общения. Дети с удовольствием подходят к микрофону, высказываются, задают вопросы. Детское радио пробуждает любознательность, даёт возможность для диалога и интерактивного общения: дети одновременно говорят и слушают. С целью информирования о достижениях детского сада среди воспитанников и родителей детей радио является легко доступным средством массовой информации и обладает большим потенциалом для их развития – гораздо большим, чем письменное слово или телевидение.
Модуль «Радужная карусель» изменил не только развивающую предметно-пространственную среду, но и логику образовательной деятельности. Образовательный киножурнал «Хочу все знать» погружает детей в тему недели, является вводной частью логики образовательной деятельности, мотивирует детей на включение в познавательный процесс при помощи проблемной ситуации.
В режиме дня предусмотрены ряд образовательных мероприятий: «Видео-странички «Музыкальной энциклопедии»» которые знакомят детей с классической музыкой и композитором; «Слушаем сказку с Аудионяней» - слушание перед сном литературных произведений (прослушивание аудиозаписей литературных произведений с целью развития любви к художественному слову и развитие навыков риторики); интерактивные игры «Детям всерьез о здоровье» - организация познания в общем и в частности о необходимости правильного питания для сохранения здоровья; «В гостях у Марьи – искусницы» - ручной художественный труд, способствующий разностороннему развитию личности ребенка, является универсальным образовательным средством, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние у ребенка.
В нашем образовательном модуле серьезное место заняла такая форма работы, как «Игротека», где так же приоритетным направлением является игровая и коммуникативная деятельность воспитанников на основе ОТСМ-ТРИЗ — РТВ технологии и непосредственное, систематическое общение разновозрастных детей. «Игротека» тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением ее основных задач. «Игротека», дает ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли мастер-обучающий (ребенок с высокими коммуникативными навыками, хорошо освоивший правил игры), помощник мастера (ребенок с хорошо развитыми коммуникативными качествами, но застенчивый) при этом социальные роли меняются.
Большое внимание при реализации модуля «Радужная карусель» уделяется работе клубов интеллектуальной деятельности. Клуб-это объединение людей по интересам. Этот принцип и лег в основу работы клубов. Задачей является активное вовлечение родителей в работу клубов и в качестве участников, и в качестве приглашенных для проведения мастер-классов. Создание коллектива единомышленников из детей, родителей и педагогов. Направлениями деятельности клуба являются те, которым недостаточное внимание уделено в образовательной программе дошкольного образования: астрономия, география, химия и физика для малышей, экономика, информатика и т.п. Работа клуба способствует раннему развитию интереса к этим областям и дальнейшему успешному обучению в школе.
Образовательный модуль «Радужная карусель» ориентирован на развитие познавательной деятельности. Данная форма предполагает использование такого количества учебных часов, которое необходимо для реализации выбранной темы. Функция педагога заключается в том, чтобы организовать деятельность детей, обеспечить условия для формирования результатов в процессе познавательной деятельности: подготовить различные варианты дидактического материала для работы, организовать различные формы сотрудничества, сопровождать детей в планировании деятельности и обсуждений результатов работы, предоставит возможность для самоконтроля и самооценки. Каждое занятие может допускать неокончательное решение главной задачи, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне, а следовательно, к самостоятельной познавательной деятельности. Такая работа повышает качество подготовки ребенка к дальнейшему обучению, развивает и переводит на качественно иной уровень каждого дошкольника. Ребенок успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться, характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление. Данная форма работы является авторской и имеет патент на интеллектуальную собственность.


Приложение 1





Список литературы:
1. Балабан М. Почему школу нужно выводить в парк, или о естественной системе образования /Образовательная стратегия и методология «Школа – парк»: история, теория, практика / Научно-практический педагогический журнал Педагогические технологии. – 2016.-№3-4.- С.39-69.
2. Гольдин А. Три открытия Милослава Балабана / Образовательная стратегия и методология «Школа – парк»: история, теория, практика / Научно-практический педагогический журнал Педагогические технологии. – 2016.-№3-4. – С.8-13.
2. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников/АО «Первая Образцовая типография», филиал « Ульяновский Дом печати», 2015.- С.1- 248.
3. Сидорчук Т.А., Н.Ю. Прокофьева Технологии развития интеллекта дошкольников/АО «Первая Образцовая типография», филиал « Ульяновский Дом печати», 2015.- С.1-96.
4. Сидорчук Т.А. « Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания/АО «Первая Образцовая типография», филиал « Ульяновский Дом печати», 2015.- С.1-136.
Тел. 89179691336, Альфия Фатхиевна Стороженко


2017