Актуальные вопросы начального общего образования

Пуговкина Е.А. Педагогическая терапия слабоуспевающих обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На уроках стараюсь создавать ситуации успеха, условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия обучающегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим подбираю такие задания, с которыми обучающиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте с этой целью использую, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Также на уроках применяю дифференциацию по уровню трудности, уровню творчества, объёму.
Хороший результат применения имеют приемы “неожиданной” радости:
а) прием “Лестница”. Веду ученика поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
б) прием “Эврика”. Ученик получает положительный результат. Не только замечаю это личное “достижение”, но и всячески поддерживаю ребенка, ставя перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Для самореализации слабоуспевающих обучающихся использую коллективные способ обучения (КСО).КСО- это такая организация обучения, когда каждый учит каждого путем общения в динамических парах сменного состава. Ребёнок выступает поочерёдно учеником или учителем. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.
Созданию ситуации успеха помогают следующие технологические операции.
1.        Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2.        Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
3.        Авансирование (твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
“У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.)
4.        Скрытое инструктирование ребенка достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
5.        Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
В ходе опроса учащихся стараюсь создавать доброжелательную атмосферу, снижаю темп опроса, предлагаю примерный план ответа, наглядные пособия. Стимулирую оценкой, подбадриваю, хвалю. Стараюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии.
Пуговкина Е.А.
2019