Актуальные вопросы дошкольного образования

Днищенко Ю.С. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Днищенко Ю.С. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:

1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.

2. Развитие инициативы и творчества.

3. Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.

4. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.

5. Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

Система работы ведется по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

1. Работа с педагогами:

·консультация для воспитателей: «Воспитание ребенка в семье»;

·круглый стол «Секрет семейного счастья», «Современная семья - какая она?» (дискуссия)

·педагогический совет «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

·обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», отчет на педсовете (система работы).

2. Работа с детьми:

- тематические занятия: «Моя семья» - ИЗО; «Наши семейные традиции»;

- беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи», «Вечер в семье», «Традиции вашей семьи»;

- игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;

- игровое упражнение «В кого я?»; викторина «Семь – Я»;

- конкурс рисунка: «Моя семья», «Портрет мамы»- к 8 марта; аппликация " Бабушка", "Дедушка".

3. Работа с родителями:

- беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрании, групповые родительские собрании, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» - мини-анкета

- папки – передвижки: «Воспитание в семье трудолюбие», «Игры с детьми дома»;

- индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье»;

- консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»;

- субботник вместе с детьми «Дни добрых дел»;

- показ и обсуждение презентаций: «Телевидение и дети»; «Режим дня»;

- фотогалерея: «Как я провел лето, «Моя семья – будни и праздники»;

- спортивный праздник «Папа, мама я – спортивная семья», музыкальный праздник «А ну-ка, мамочки»;

- родительские собрания: «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

- устный журнал для родителей «Любимые игры вашей семьи» - день открытых дверей "Наши успехи".

Данные мероприятия помогут установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Это позволит родители стать более открытыми для общения.

Семья, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Перспективный план работы с родителями на два года

Вторая младшая группа

Содержание работы

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст»

2. Индивидуальные беседы с родителями на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания

3. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»

4. Материал в уголок для родителей: «Задачи воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе»

5. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».

6. Фотовыставка «Это мы!»

Октябрь

1. Консультация «Здоровье всему голова»

2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду»

3. Папка-передвижка «Мама я сам!»

4. Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»

5. Индивидуальные беседы с родителями на тему:

- одежда детей в группе

- формирование навыков одевания и кормления

- прогулка с ребёнком.

Ноябрь

1. Консультация «Капризы и упрямство»

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ

3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?»

4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»

5. Материал в уголок для родителей: «Игрушек стало слишком много»

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания»

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций»

3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Плохое поведение у ребенка после детского сада»

4. Консультация «Что делать, когда ребёнок плачет?»

5. Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки

6. Папка-передвижка «Сенсорное развитие»

Январь

1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга»

2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей)

3. В уголок для родителей поместить информационный материал:

- Закаляйся, если хочешь быть здоров;

- О плаксах.

4. Беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам

5. Попросить родителей сделать пособия для развития мелкой моторики рук

6. Памятка для родителей. «Родительские заповеди»

7.Фотовыставка «Новогодние и рождественские праздники»

Февраль

1. Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»

2. В уголок для родителей поместить информационный материал «Малыш боится темноты. Что делать?»

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»

4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?»

5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания»

6. Родительское собрание: «Игры, развивающие познавательную активность детей»

7. Папка-передвижка «23 февраля»

Март

1. Коллективная поделка к празднику 8 Марта

2. Папка – передвижка: «8 Марта», «Светофор», «Азбука пешеходов»

3. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

4. Консультация «Гендерное воспитание дошкольников»

5. «Читаем детям – читаем вместе с детьми»

6. «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»

2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?»

3. Памятка для родителей

4. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»

5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?»

6. Папка-передвижка «Весна»

Май

1. «Кризис трех лет»

2. «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

3. Консультации

- «Игры с детьми на отдыхе в летний период»

– «Питание ребенка летом»

4. Буклет «Что нужно знать о насекомых?»

5.Советы психолога:

- если ребенок дерется;

- одаренный ребенок.

6. Фотовыставка: «Какими мы стали»

7. Итоговое родительское собрание

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993. - 608 с.

2. Афанасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф. Афанасьев // Антология педагогической мысли в России первой половине 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

4. Голод С.И. «Семья и брак: историко-социальный анализ». - СПб, 1998.

5. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания - Издание 3-е, переработанное. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с. - (Дошкольное образование).

6. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. - М.: «Просвещение», 1983. - 176 с.

7. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. - 316 с.

8. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3.
2024-07-01 13:00 2024