Днищенко Ю.С. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Библиографическое описание: Днищенко Ю.С. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
2. Развитие инициативы и творчества.
3. Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
4. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
5. Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Система работы ведется по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
1. Работа с педагогами:
·консультация для воспитателей: «Воспитание ребенка в семье»;
- консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»;
- субботник вместе с детьми «Дни добрых дел»;
- показ и обсуждение презентаций: «Телевидение и дети»; «Режим дня»;
- фотогалерея: «Как я провел лето, «Моя семья – будни и праздники»;
- спортивный праздник «Папа, мама я – спортивная семья», музыкальный праздник «А ну-ка, мамочки»;
- родительские собрания: «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
- устный журнал для родителей «Любимые игры вашей семьи» - день открытых дверей "Наши успехи".
Данные мероприятия помогут установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Это позволит родители стать более открытыми для общения.
Семья, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Перспективный план работы с родителями на два года
Вторая младшая группа
Содержание работы
Сентябрь
1. Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст»
2. Индивидуальные беседы с родителями на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания
3. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»
4. Материал в уголок для родителей: «Задачи воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе»
5. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».
6. Фотовыставка «Это мы!»
Октябрь
1. Консультация «Здоровье всему голова»
2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду»
3. Папка-передвижка «Мама я сам!»
4. Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни»
5. Индивидуальные беседы с родителями на тему:
- одежда детей в группе
- формирование навыков одевания и кормления
- прогулка с ребёнком.
Ноябрь
1. Консультация «Капризы и упрямство»
2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?»
4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»
5. Материал в уголок для родителей: «Игрушек стало слишком много»
Декабрь
1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания»
2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций»
3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Плохое поведение у ребенка после детского сада»
4. Консультация «Что делать, когда ребёнок плачет?»
5. Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки
6. Папка-передвижка «Сенсорное развитие»
Январь
1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга»
2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей)
3. В уголок для родителей поместить информационный материал:
- Закаляйся, если хочешь быть здоров;
- О плаксах.
4. Беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам
5. Попросить родителей сделать пособия для развития мелкой моторики рук
6. Памятка для родителей. «Родительские заповеди»
7.Фотовыставка «Новогодние и рождественские праздники»
Февраль
1. Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»
2. В уголок для родителей поместить информационный материал «Малыш боится темноты. Что делать?»
3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»
4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?»
5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания»
6. «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»
Апрель
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?»
3. Памятка для родителей
4. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»
5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?»
6. Папка-передвижка «Весна»
Май
1. «Кризис трех лет»
2. «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
3. Консультации
- «Игры с детьми на отдыхе в летний период»
– «Питание ребенка летом»
4. Буклет «Что нужно знать о насекомых?»
5.Советы психолога:
- если ребенок дерется;
- одаренный ребенок.
6. Фотовыставка: «Какими мы стали»
7. Итоговое родительское собрание
Библиографический список
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993. - 608 с.
2. Афанасьев, А.Ф. Мысли о воспитании / А.Ф. Афанасьев // Антология педагогической мысли в России первой половине 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
5. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания - Издание 3-е, переработанное. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с. - (Дошкольное образование).
6. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. - М.: «Просвещение», 1983. - 176 с.
7. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. - 316 с.
8. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - №3.