НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шорохова Е.Е. Формирование игры как творческой деятельности у детей раннего возраста по Комплексной программе "Первые шаги"

Библиографическое описание:
Шорохова Е.Е. Формирование игры как творческой деятельности у детей раннего возраста по Комплексной программе "Первые шаги" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Игре в дошкольном периоде ребёнка уделяется большое внимание. В программе «Первые шаги» авторы выделили целый раздел, который так и называется «Формирование игровой деятельности».

Очень важно «запустить» игру, так как игра – это одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Творчество – это создание чего-то нового. Игра как вид деятельности ребёнка носит творческий характер. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. В этот период создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В этом возрасте чётко прослеживается стремление ребёнка подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. В основе процессуальной игры лежат предметные действия, которые ребенок осваивает в данный период. Для ребёнка привлекательно все, что делают взрослые, он хочет делать то же и так же, как они.

Игра развивается постепенно. Важно пройти все этапы. Авторы Комплексной программы «Первые шаги» подробно описывают сюжеты процессуальной игры. Это сюжеты, наиболее близкие детям: «семья», «магазин», «в гости»… Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенку сначала обязательно нужно научиться играть. Посмотрим на примере процессуальной игры «Кукла заболела». Современные дети с самого рождения получают опыт общения с врачом. И можно подумать, что уж в эту игру обучать играть совсем не надо, дети и так всё знают. Но насколько поражает результат, когда обучение игре происходит в порядке, определенном методикой, постепенно.

Взрослый показывает: как расспросить куклу, что с ней случилось, что у нее болит; как измерить кукле температуру, осмотреть больное горлышко; как наклеить пластырь, забинтовать рану, поставить укол. Как прослушать фонендоскопом. Как полечить: дать витаминку. Затем дети играют с куклой. Они так же ставят укол, наклеивают пластырь (рисунок 1), слушают фонендоскопом.

Рисунок 1. Наклеивает пластырь

Когда освоена игра с куклой, можно начинать учиться играть друг с другом. Сначала воспитатель играет с ребенком. Затем дети играют друг с другом. Один ребенок выступает в роли врача, другой – в роли больного. На рисунке 2 «доктор» осматривает горло «больного». Поначалу действия осторожные. Далее игра захватывает.

Рисунок 2. «Доктор» осматривает горло «больного»

Во время игры детей следует побуждать к ролевым диалогам: здороваться, спрашивать, что болит. В процессе игры знакомятся с новыми словами: грелка, фонендоскоп, пластырь, шприц.

Действия становятся увереннее. Дети переносят в игру то, что видели у педагога, что-то вспоминают из личного опыта. Появляется доверие к ребенку в роли врача. Игра создаёт для ребёнка ситуацию, когда он может по-новому раскрыться. Стать заботливым папой или терпеливым больным. Образец обращения с игровым материалом (баночки, коробочки, место расположения инструментов) также переносится ребенком в игру.

Следующие сюжеты, которые предлагают авторы - игры-замещение. Это короткие игровые эпизоды. Суть этих игр в том, что совместно с педагогом дети одушевляют различные предметы, используя их в необычном назначении. Для таких игр-замещений не требуется специальной организации предметной среды, в них можно использовать практически любые предметы. Они не занимают дополнительного времени, могут возникать в течении дня спонтанно, как бы мимоходом. Когда навык применения фантазии, воображения, импровизации педагогом становится привычным, такие игры-замещения очень легко «вспыхивают», делая педагогический процесс и для ребёнка, и для педагога более радостным, насыщенным. Авторами программы составлен перечень игр-замещений и каждая из этих игр подробно описана. В описанных играх работает воображение, оно делает игру творческой.

В этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сюжетными игрушками ход игры и переструктурировать ситуацию, придумав собственный сюжет, построенный на одних лишь замещениях. Такая игра становится по-настоящему творческой.

Рассмотрим игру «Сапожки, сапожки, надевайтесь на Ванины ножки». Во время этой игры взрослый одушевляет сапожки. Помогая ребёнку надевать сапожки, произносит: «Сапожки, сапожки, надевайтесь на Ванины ножки». Ребёнок начинает по-другому смотреть на процесс одевания, появляется интерес, улучшается настроение, возникает потребность выполнить действия одевания самому.

Следующая игра - «Укладываем игрушки спать». Во время уборки игрушек на место педагог помогает детям, обыгрывая это событие и разговаривая со всеми игрушками: «Анечка, не плачь, мы тебя сейчас положим на кроватку, укроем одеяльцем», «Кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стойте!». Беседуя с игрушками, разговариваем и с детьми. Просим их помочь.

Хорошо в игры-замещения играть подгруппами, чтобы каждый ребенок имел возможность проделать игровые действия. Помимо того, что игры-замещения развивают творческое воображение ребенка, они ещё позволяют за короткий срок привить детям навыки охотно убирать игрушки на место, стараться самому одеваться и раздеваться. Помогают отвлечь, переключить внимание ребёнка, успокоить его.

Игра «Посмотри в окошко». Если вы, например, заметили, что малыш ходит по комнате с колечком в руке. подойдите к нему и спросите: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твоё окошко». Можно присесть рядом и по очереди разглядывать через колечко комнату, называть то, что видите. Точно также колечко с помощью воспитателя может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам.

Игра «Давай сфотографируемся». Фотоаппаратом может стать любой предмет. Так же фотоаппарат можно изобразить при помощи пальцев. Этот приём очень хорош, чтобы переключить внимание ребёнка «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую». «Серёжа, Ваня, не стоит ссориться, давайте я вас сфотографирую».

Игра «Козлята и волк». Удивляют и восхищают детей не современные игрушки, а простая коробка с кубиками. Поставьте на стол любую коробку с крышкой, один большой и несколько маленьких кубиков. «Что это? Что это? Начинают спрашивать дети. Внимание возрастает. Педагог при этом рассказывает: «Жила-была мама коза (достаёт из коробки и ставит на стол большой кубик) с козлятами (вокруг большого кубика расставляются маленькие кубики). Они любили гулять на лугу. Щипать травку. Однажды мама коза ушла в магазин и наказала козлятам никуда не выходить. Козлята спрятались в домике. Пришёл волк и козлят не нашёл.

На следующий день дети с утра стали подходить и говорить: «Давай поиграем в эту игру про козу». Надо сказать, что, когда показываешь образец игры ребенку, он воспроизводит очень многое в точности. И только проиграв много раз сюжет начинает вносить изменения, новшества.

Сам процесс обучения детей игре очень интересный. Интересно наблюдать как меняется ребенок, становится более уверенным, более умелым, взаимоотношения с детьми становятся более дружественные, дети открывают для себя и новые возможности и новых друзей. Играть с детьми – весело и интересно. Играйте с детьми не только с целью решить какие-то задачи, а просто ради игры!

Библиографический список

1. Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.

2. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
2023