НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Натина О.В. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Удивительный мир природы» в средней группе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
- закрепить представление об условиях роста и развития всех живых организмов на земле;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умение классифицировать их;
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Предшествующая работа:
Подготовка воспитателя: изучение соответствующей литературы, подготовка необходимых атрибутов для занятия.
Предварительная работа с детьми: мини-опыты с воздухом, водой, рассматривание иллюстраций «Птицы», «Животные», «Морские обитатели», «Растения».
Предварительная работа с родителями: привлечение к созданию мини-музея.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование элементарных экологических представлений), «Физическая культура», «Коммуникация».
Словарная работа:
- совершенствовать составление и использование в речи развернутых предложений.
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Оборудование:
-слайд – шоу «Природа»;
- схема роста человека;
- схема роста цыпленка;
- схема роста цветка;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Посмотрите, пожалуйста, сюда. Здесь какие-то картинки. Что же тут изображено? Какой же все-таки красивый мир природы: и животные, и птицы, и растения. Всю эту красоту надо беречь. А как мы можем сберечь нашу природу?
Дети: Не ломать ветки, не ловить бабочек, убирать мусор за собой, подкармливать птиц зимой и т.д.
Воспитатель: Т.е. нужно делать добрые дела по отношению к природе. Ребята, вы знаете, мир природы настолько удивителен, что нас окружает живая и неживая природа. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается. Что же сюда относится?
Дети: Живая природа – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. Они не могут жить без воздуха, без воды, без еды.
Воспитатель: Молодцы. Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет. Что же это?
Дети: Неживая природа – это звезды, луна, солнце, камни, вода. И растения, и животные не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Вы все правильно ответили. Я смотрю, вы все такие смышленые. Предлагаю вам сыграть в игру «Расшифровка». Я буду подбрасывать вам мяч и называть одно слово, а - вы проговаривать, что входит туда, т.е. расшифровывать.
Игра «Расшифровка»
1.                 Овощи... (капуста, огурец, помидор)
2.                 Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
3.                 Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
4.                 Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
5.                 Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
6.                 Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
7.                 Морские обитатели …(рыбы, кит, черепаха)
8.                 Насекомые... (пчела, муха, бабочка)
9.                 Ягоды …(черника, клубника, вишня)
- Молодцы, вы все назвали правильно.
Воспитатель: Хорошо мы с вами поиграли. Я теперь предлагаю вам сесть на стульчики. Мы сегодня с вами узнаем много интересного и полезного. Будьте внимательны. (открывается первый мольберт)





(схема-картина: маленький ребенок школьник юноша мужчина дедушка).

Воспитатель:
Ребята, а что вы здесь видите? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, почему здесь так нарисовано? Почему нарисован вначале мальчик, а не дедушка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, так растет человек. А как вы думаете, что нужно маленькому ребенку, чтобы вырасти большим и крепким?
Дети: Гулять, пить, кушать….
Воспитатель: Вы правы. Для того, чтобы ребенок вырос большим и здоровым, ему необходимы: тепло, еда, вода, воздух, забота. Так растет человек.
Воспитатель: Как вы думаете, как растет, например, цыпленок? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно вы думаете. Давайте посмотрим на картинку. (открывается второй мольберт) На этой картинке показано, как растет цыпленок. Как же он растет?
Воспитатель: Лия, подойди поближе и расскажи нам, как растет цыпленок.
Ребенок: Мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом - взрослой курицей.
Воспитатель: Правильно, молодец. Все ты правильно рассказала. Как вы думаете, что нужно цыпленку, чтобы расти крепким и большим.?
Дети: Надо его кормить зерном, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.
Воспитатель: Правильно все сказали. Оказывается, для роста цыпленка необходимо все то же, что и человеку: тепло + еда + вода + воздух +забота.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами превратимся в цыплят. Выходите на полянку.
Физкультминутка «Цыпленок».
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё кружился смело,
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули. И аккуратно присядем на стульчики. Мы с вами говорили, что растения живые. Скоро снег полностью растает, будем сажать цветы на клумбе. Как вы думаете, как будет расти цветок? (ответы детей)
Воспитатель: Все правильно. Посмотрите на картину. Максим, расскажи нам, пожалуйста, как растет цветок.




(открывается третий мольберт: семечко росточек стебель с бутоном раскрывшийся цветок).

Воспитатель:
Для того чтобы вырос красивый цветок, что мы должны делать?
Дети: Поливать его, рыхлить почву и т.д.
Воспитатель: Конечно, вы все правильно назвали. Т.е. цветку тоже, как и человеку с цыпленком, нужно тепло, питание, вода, воздух и забота.
Воспитатель: Для роста человека, животного и растения нужны: тепло, воздух, вода, питание и забота. А заботимся об этом мы - люди. Как мы можем заботиться о природе?
Дети: Не ломать ветки, кормить птиц, не бросать мусор, не обижать кошек, собачек и т.д…
Воспитатель: Да, ребята. Вы все ответили верно. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, росли растения и животные. И я уверена, что вы всегда будете помогать природе. Спасибо вам всем.

Библиографический список

1.       Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Изд. 2-е, 2001 г.
2.       Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3.       Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
natina_olga@mail.ru, +7-906-389-27-21
2018