Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к обучению. Вопросы активизации познавательного интереса учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Такой школьный предмет как физика, общество давно отнесло к категории очень сложных. Одни (62,1% от 100 опрошенных мною старшеклассников) ссылаются на то, что физика не понадобится им в будущем. Другие (5,2% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи (32,7%) жалуются на сложность предмета и не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Наше время – время перемен. Новые веяния пришли и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, вариативные программы и учебники, новые взгляды на взаимоотношения учителя и ученика. Перед педагогом ставиться задача – развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.
В нашей школе есть компьютеры, есть доступ к Интернету, уже 5 лет наши старшеклассники изучают предметы на профильном и базовом уровне по индивидуальным учебным планам и занимаются на элективных курсах и факультативах. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, что позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся.
Одной из таких технологий является «Метод проектов», который использую я, стараясь повысить эффективность своих уроков. Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная.
Метод проектов - эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать, найти пути решения и решить проблему, научиться работать в команде.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; умение проектировать процесс (изделие).
4.Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса;
5.Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Учащиеся выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. О выполненной работе ребятам надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита – венец работы над проектом и один из главных этапов начинающего исследователя. Каждый год проводится в нашей школе научно – практическая конференция. Целью её проведения является раскрытие творческого потенциала учащихся, ведение научно-исследовательской работы, довузовская подготовка.
В моей педагогической копилке уже много различных видов проектов.
1) Творческие. 10кл. "Украшения из кристаллов». Учащиеся работали в группах по вопросам: кристаллы и аморфные тела, виды кристаллической решётки, дефекты в кристаллах, плавление и отвердевание, монокристалл, применение кристаллов, выращивание криссталлов. Ребятам удалось изготовить бусы из кристаллов, украсить цветок, а ветка ели покрылась «не тающим инеем». Так же ребята сочинили стихи о кристаллах.
2) Поисковые.10кл. «Энерговооруженность родного края». Учащиеся собирали материал о селе, АТС, пекарне, больнице. В ходе защиты были определены перспективы развития энерговооруженности села: строительство электрокотельной, модернизации АТС.
3) Информационные. Работа Богачек Александры (11кл.) по теме «Энергия Солнца». В работе показано преимущество энергии Солнца, способы ее преобразования в электрическую энергию. Ученица собрала ценный материал о применении энергии Солнца.
4) Практико-ориентированные. 8кл. Изготовление приборов, которые должны иметь практическое применение: самодельные психрометр, манометр, термоскоп.
5) Исследовательский. Исследовательская работа Петрова Артёма (призёр открытой областной научно – практической конференции «Молодые исследователи природы») «Футбол глазами физика». Изучив теоретический материал, автор работы дал рекомендации, с учётом законов физики, юным игрокам на поле и вратарю о том, как обезопасить себя от сильного удара мяча, от травм во время падения, рассказал о физических упражнениях, развивающих быстроту, ловкость, совершенствовании техники ведения мяча. Так же привёл расчеты внешней и внутренней мощности спортсмена, по известным методикам: лестничный тест Маргария, 30-секундный Вингейт-тест на велотренажоре.
В результате анализа расчётов выявил ребят – членов средней группы футбольной команды МБОУ «Оранжерейнинская СОШ», обладающих высокими скоростно – силовыми качествами.
В реализации проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике, наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в открытии активных и заинтересованных партнёров, в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста; родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
Библиографический список:
1. Иванова A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей /A. Иванова - М.: Просвещение, 2003 г. - 342 с.
2. Ланина И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике /И.Я. Ланина. СПб, 2004 г. - 213 с.
3. Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000г. - 272с.
4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 2008 г. - 296 с.