НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Меркер Е. В., Зубахина Г. М. Экспериментирование как средство развития любознательности у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf

Экспериментирование как средство развития любознательности у дошкольников
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. За обезоруживающей и трогательной неловкостью самых маленьких детей скрывается интеллект со всей его мощью и жадной любознательностью.
Детская любознательность - активное познавательное отношение к действительности. Любознательность ребенка проявляется по отношению ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому. Любознательность начинает проявляться с первых месяцев жизни, выражаясь в ориентировочно- исследовательских действиях по отношению к окружающим предметам, экспериментировании с ними (ранний возраст). В младшем дошкольном возрасте любознательность проявляется в большом количестве вопросов, направленных на познание чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Возраст 3 лет называется возрастом «почемучек», это период любопытства.
Любопытство - одна из врожденных черт человека, которая направлена на стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь. После 5 лет ребенок переходит в следующий период -любознательности.
Любознательность - это поиск, обнаружение и созидание чего-то нового, ранее неизведанного, активное добывание знания, умение находить ответы на жизненно важные вопросы.
В старшем дошкольном возрасте предметом любознательности становится познание социального мира, взаимоотношений между людьми. Развитие любознательности продолжается в школьном возрасте путем познания скрытых от непосредственного наблюдения законов природы и социального мира.
Любознательность является основой возникновения устойчивых интересов. Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.
Развитию любознательности способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Самостоятельный поиск и получение знаний, их систематизация и структурирование являются основой существования любознательности. Любознательность реализуется в самостоятельной исследовательской деятельности, и именно ее осуществление для удовлетворения внутреннего интереса говорит о наличии любознательности.
Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, - начинается подлинно творческая деятельность детей. Воспитатель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Дошкольник проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ.
Экспериментирование - воспроизведение какого-либо явления экспериментальным путем, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
·          дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
·          идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
·          развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
·          происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе экспериментирования происходит развитие любознательности.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Очень важно для процесса развития любознательности создать определённую развивающую среду. Ведь от того, насколько правильно создадим ее, будет зависеть познавательное и интеллектуальное развитие ребенка. Развивающая среда должна через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, физического и психологического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Созданная в группе лаборатория позволит детям проводить эксперименты как самостоятельно, так и под руководством взрослых.
Опытно-экспериментальная работа проводится как на занятиях, так и в свободное время, что предоставляет детям наибольшую свободу действий. Педагог лишь чуть направляет их исследования и отвечает на возникающие по ходу дела вопросы. Ребятам очень интересно наблюдать за тем, как переливается вода из одного сосуда в другой, как она окрашивается при помощи красок в разные цвета, особенно когда эти опыты они проводят самостоятельно. Знакомясь с объектами неживой природы: водой, песком, воздухом и почвой, дошкольники через экспериментальную деятельность учатся делать выводы об их свойствах, развивая тем самым логическое мышление и прогностические способности.
Огромное количество умозаключений дошкольники делают благодаря опытам (с воздухом, с водой, со снегом, опыты на освещенность предмета, опыты на возникновение звука).
Свои наблюдения, результаты опытов можно зафиксировать в специально разработанных картах «Описание детской опытно-исследовательской и экспериментальной деятельности».
У старших дошкольников экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие любознательности через экспериментальную деятельность детей. Опытно-экспериментальная деятельность дает детям многое: они раскрепощаются, становятся более активными, на практике знакомятся со свойствами тех или иных объектов неживой природы, приобретают интерес к открытию, развивают логическое мышление, воображение, речь.
Очень хочется, чтобы наши дети захотели видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное. Главное - всюду, всегда, всю жизнь оставаться почемучками, любознайками и задавать всем разные вопросы, тем самым, развивая свое мышление, воображение, память.

2021