Библиографическое описание:
Баркаева О.С. Конспект открытого урока в 5 классе по изобразительному искусству с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А Смолякова с. Большая Черниговка на предметной неделе «Открытый урок».
Дата проведения: 12 апреля 2022 года
Тема: «Волшебный мир красок»
Занятия по изобразительному искусству с элементами арт-терапии
Класс – 5 «Б»
Цель: познакомить учащихся с нестандартными техниками рисования, особенностями выполнения.
Задачи:
Обучающие:
- формирование навыков изображения животных и растений кистью рук, пальчиками и применение их на практике.
Развивающие:
- совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное.
- развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи арт-терапии:
· с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие;
· снятие психоэмоционального напряжения, излишнего возбуждения детей.
Оборудование:
Для учащихся: альбомы для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь.
Для учителя: мультимедийная презентация «Что такое арт-терапия», компьютер, экран, лист бумаги формата А3, простой карандаш, ластик.
ключевые слова: арт-терапия,
План занятия:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное занятие. А почему оно необычное вы поймете позднее.
Внимание на доску! Тема нашего занятия связана с фотографиями. Здесь и вопрос, и ответ одновременно. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (о здоровье). А точнее, ребята, как сохранить свое здоровье с помощью изобразительного искусства.
«Здоровье - дороже золота» - говорил знаменитый поэт Уильям Шекспир, а врачи считают, что наше здоровье в наших руках. Правы ли они? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы учащихся)
2. Беседа «Наше здоровье в наших руках».
Просмотр мультимедийной презентации «Что такое Арт-терапия».
- Тема занятия «Волшебный мир красок» с элементами арт-терапии. Арт-терапия означает - лечение искусством. С помощью арт-терапии мы научимся снимать психоэмоциональное напряжение, излишнее возбуждение. И даже тот, кто думает, что не умеет рисовать, используя простые приемы, получит настоящее произведение искусства.
У нас на доске два смайлика: желтый - веселый, зеленый грустный. Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение (учащиеся поднимают руки, учитель записывает на доске, напротив желтого смайлика количество детей), а теперь кому сейчас грустно (запись числа напротив зеленого смайлика)
3. Проверка готовности к занятию.
-Ребята, давайте проверим все ли у нас готово к занятию. Альбом, краски готовы? (ответ детей: – «Готовы!»). А наши руки, глазки? (Дети: - «Готовы!»)
Но этого мало, ребята. Чтобы хорошо усвоить материал нужно? (внимательно слушать учителя). Правильно! Чтобы внимательно слушать, нам необходимо сосредоточиться. И помогут нам в этом специальные упражнения.
4. Упражнение для сосредоточения:
Стоя держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
4. 1. Упражнения для воображения…
-Прежде чем Вы приступите к работе …..
-Я попрошу Вас закрыть глаза и представить сказочно красивую поляну, на которой гуляют самые разные животные, птицы, летают бабочки. Роскошные павлины не бояться тигров, а жирафы достают с облаков капельки воды.
-А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение, оно уже ждет вас.
Медленно выдохнули. Открыли глаза.
4.2. Упражнение для снятия стресса, концентрации внимания)
1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
5. Практическая часть:
Просмотр как рисует Художница Judith Ann Braun рисует исключительно пальцами. Получается довольно интересно и своеобразно.
Просмотр рисунков «Удивительные животные и птицы» выполненные кистью рук.
Мне нужен один смелый доброволец, который поможет мне создать необычный рисунок. (Ученик выходит к доске и вместе с учителем выполняют рисунок-фантазию на листе А3, прикрепленном на доске).
Определение последовательности выполнения работы.
-Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске:
«Фантазировать, осознать, суметь»
Ребята, мы с вами фантазировали, осознали, как можно сделать самим. Теперь остается суметь.
Приступаем к работе! (Звучит музыка)
Выполнение рисунка-фантазии учащимися в альбомах.
5.Физминутка.
Учитель проговаривает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют учащиеся.
Мы на пальцы поднялись,
Подняли вверх руки,
А теперь мы от Земли
Отталкиваем тучи.
Ну - ка, тучи, все домой
Быстро уходите.
А ребята - за столы,
К работе приступите.
Учащиеся заканчивают работу.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Давайте вспомним, как мы это делали:
1. «Фантазировали» - ловили вдохновение,
2. «Осознавали» - учились выполнять, последовательность, т.е. «как»
3. «Умели» - т.е. делали.
Народная пословица гласит «Глаза бояться, а руки делают». Каждая из ваших ладошек уникальна, неповторима и не похожа на другие. Каждый пальчик в единственном экземпляре на нашей планете. Нет одинаковых отпечатков пальцев. Каждый из вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Рисунок-фантазию, который вы создали – это произведение искусства, благодаря которому вы подняли настроение себе и окружающим, а значит, улучшили свое здоровье.
У нас на доске ждут результата занятия наши помощники – смайлики. Давайте проверим свое настроение. Учитель записывает результаты на доске.
7. Учитель: «Ребята, продолжите фразу»:
Сегодня я узнал…..
Было интересно ….
Теперь я могу….
Было трудно….
Знания, полученные сегодня, мне пригодятся…..
Вывод: С помощью простых приемов и упражнений мы научились поднимать настроение себе и другим, а значит улучшать свое здоровье.
Моя ладонь уникальна, как и я сам. Мое здоровье в моих руках!
8. Экспресс-выставка рисунков.
◦ 9. Учитель: «И заключительное упражнение «ленивые восьмерки», которые помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине:
◦ Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
◦ Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
◦ Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
Заключительное слово учителя: «Ребята, каждый из вас сегодня чувствовал, фантазировал, созидал. В результате чего получились замечательные рисунки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята!
Литература:
· М.А.Давыдова «Поурочные разработки по ИЗО (физпауза)
· http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html
· http://millionstatusov.ru/aforizmy/zdorove.html
· http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/02/18/urok-izo-s-elementami-art-terapiiplenitelnoe
Баркаева О.С. Конспект открытого урока в 5 классе по изобразительному искусству с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А Смолякова с. Большая Черниговка на предметной неделе «Открытый урок».
Дата проведения: 12 апреля 2022 года
Тема: «Волшебный мир красок»
Занятия по изобразительному искусству с элементами арт-терапии
Класс – 5 «Б»
Цель: познакомить учащихся с нестандартными техниками рисования, особенностями выполнения.
Задачи:
Обучающие:
- формирование навыков изображения животных и растений кистью рук, пальчиками и применение их на практике.
Развивающие:
- совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное.
- развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи арт-терапии:
· с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие;
· снятие психоэмоционального напряжения, излишнего возбуждения детей.
Оборудование:
Для учащихся: альбомы для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь.
Для учителя: мультимедийная презентация «Что такое арт-терапия», компьютер, экран, лист бумаги формата А3, простой карандаш, ластик.
ключевые слова: арт-терапия,
План занятия:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное занятие. А почему оно необычное вы поймете позднее.
Внимание на доску! Тема нашего занятия связана с фотографиями. Здесь и вопрос, и ответ одновременно. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (о здоровье). А точнее, ребята, как сохранить свое здоровье с помощью изобразительного искусства.
«Здоровье - дороже золота» - говорил знаменитый поэт Уильям Шекспир, а врачи считают, что наше здоровье в наших руках. Правы ли они? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы учащихся)
2. Беседа «Наше здоровье в наших руках».
Просмотр мультимедийной презентации «Что такое Арт-терапия».
- Тема занятия «Волшебный мир красок» с элементами арт-терапии. Арт-терапия означает - лечение искусством. С помощью арт-терапии мы научимся снимать психоэмоциональное напряжение, излишнее возбуждение. И даже тот, кто думает, что не умеет рисовать, используя простые приемы, получит настоящее произведение искусства.
У нас на доске два смайлика: желтый - веселый, зеленый грустный. Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение (учащиеся поднимают руки, учитель записывает на доске, напротив желтого смайлика количество детей), а теперь кому сейчас грустно (запись числа напротив зеленого смайлика)
3. Проверка готовности к занятию.
-Ребята, давайте проверим все ли у нас готово к занятию. Альбом, краски готовы? (ответ детей: – «Готовы!»). А наши руки, глазки? (Дети: - «Готовы!»)
Но этого мало, ребята. Чтобы хорошо усвоить материал нужно? (внимательно слушать учителя). Правильно! Чтобы внимательно слушать, нам необходимо сосредоточиться. И помогут нам в этом специальные упражнения.
4. Упражнение для сосредоточения:
Стоя держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
4. 1. Упражнения для воображения…
-Прежде чем Вы приступите к работе …..
-Я попрошу Вас закрыть глаза и представить сказочно красивую поляну, на которой гуляют самые разные животные, птицы, летают бабочки. Роскошные павлины не бояться тигров, а жирафы достают с облаков капельки воды.
-А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение, оно уже ждет вас.
Медленно выдохнули. Открыли глаза.
4.2. Упражнение для снятия стресса, концентрации внимания)
1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
5. Практическая часть:
Просмотр как рисует Художница Judith Ann Braun рисует исключительно пальцами. Получается довольно интересно и своеобразно.
Просмотр рисунков «Удивительные животные и птицы» выполненные кистью рук.
Мне нужен один смелый доброволец, который поможет мне создать необычный рисунок. (Ученик выходит к доске и вместе с учителем выполняют рисунок-фантазию на листе А3, прикрепленном на доске).
Определение последовательности выполнения работы.
-Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске:
«Фантазировать, осознать, суметь»
Ребята, мы с вами фантазировали, осознали, как можно сделать самим. Теперь остается суметь.
Приступаем к работе! (Звучит музыка)
Выполнение рисунка-фантазии учащимися в альбомах.
5.Физминутка.
Учитель проговаривает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют учащиеся.
Мы на пальцы поднялись,
Подняли вверх руки,
А теперь мы от Земли
Отталкиваем тучи.
Ну - ка, тучи, все домой
Быстро уходите.
А ребята - за столы,
К работе приступите.
Учащиеся заканчивают работу.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Давайте вспомним, как мы это делали:
1. «Фантазировали» - ловили вдохновение,
2. «Осознавали» - учились выполнять, последовательность, т.е. «как»
3. «Умели» - т.е. делали.
Народная пословица гласит «Глаза бояться, а руки делают». Каждая из ваших ладошек уникальна, неповторима и не похожа на другие. Каждый пальчик в единственном экземпляре на нашей планете. Нет одинаковых отпечатков пальцев. Каждый из вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Рисунок-фантазию, который вы создали – это произведение искусства, благодаря которому вы подняли настроение себе и окружающим, а значит, улучшили свое здоровье.
У нас на доске ждут результата занятия наши помощники – смайлики. Давайте проверим свое настроение. Учитель записывает результаты на доске.
7. Учитель: «Ребята, продолжите фразу»:
Сегодня я узнал…..
Было интересно ….
Теперь я могу….
Было трудно….
Знания, полученные сегодня, мне пригодятся…..
Вывод: С помощью простых приемов и упражнений мы научились поднимать настроение себе и другим, а значит улучшать свое здоровье.
Моя ладонь уникальна, как и я сам. Мое здоровье в моих руках!
8. Экспресс-выставка рисунков.
◦ 9. Учитель: «И заключительное упражнение «ленивые восьмерки», которые помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине:
◦ Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
◦ Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
◦ Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
Заключительное слово учителя: «Ребята, каждый из вас сегодня чувствовал, фантазировал, созидал. В результате чего получились замечательные рисунки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята!
Литература:
· М.А.Давыдова «Поурочные разработки по ИЗО (физпауза)
· http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html
· http://millionstatusov.ru/aforizmy/zdorove.html
· http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/02/18/urok-izo-s-elementami-art-terapiiplenitelnoe