Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Баркаева О.С. Конспект открытого урока в 5 классе по изобразительному искусству с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ)

Библиографическое описание:
Баркаева О.С. Конспект открытого урока в 5 классе по изобразительному искусству с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ) // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А Смолякова с. Большая Черниговка на предметной неделе «Открытый урок».

Дата проведения: 12 апреля 2022 года

Тема: «Волшебный мир красок»

Занятия по изобразительному искусству с элементами арт-терапии

Класс – 5 «Б»

Цель: познакомить учащихся с нестандартными техниками рисования, особенностями выполнения.

Задачи:

Обучающие:

- формирование навыков изображения животных и растений кистью рук, пальчиками и применение их на практике.

Развивающие:

- совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное.

- развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи арт-терапии:

· с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие;

· снятие психоэмоционального напряжения, излишнего возбуждения детей.

Оборудование:

Для учащихся: альбомы для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь.

Для учителя: мультимедийная презентация «Что такое арт-терапия», компьютер, экран, лист бумаги формата А3, простой карандаш, ластик.

ключевые слова: арт-терапия,

План занятия:

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное занятие. А почему оно необычное вы поймете позднее.

Внимание на доску! Тема нашего занятия связана с фотографиями. Здесь и вопрос, и ответ одновременно. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (о здоровье). А точнее, ребята, как сохранить свое здоровье с помощью изобразительного искусства.

«Здоровье - дороже золота» - говорил знаменитый поэт Уильям Шекспир, а врачи считают, что наше здоровье в наших руках. Правы ли они? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы учащихся)

2. Беседа «Наше здоровье в наших руках».

Просмотр мультимедийной презентации «Что такое Арт-терапия».

- Тема занятия «Волшебный мир красок» с элементами арт-терапии. Арт-терапия означает - лечение искусством. С помощью арт-терапии мы научимся снимать психоэмоциональное напряжение, излишнее возбуждение. И даже тот, кто думает, что не умеет рисовать, используя простые приемы, получит настоящее произведение искусства.

У нас на доске два смайлика: желтый - веселый, зеленый грустный. Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение (учащиеся поднимают руки, учитель записывает на доске, напротив желтого смайлика количество детей), а теперь кому сейчас грустно (запись числа напротив зеленого смайлика)

3. Проверка готовности к занятию.

-Ребята, давайте проверим все ли у нас готово к занятию. Альбом, краски готовы? (ответ детей: – «Готовы!»). А наши руки, глазки? (Дети: - «Готовы!»)

Но этого мало, ребята. Чтобы хорошо усвоить материал нужно? (внимательно слушать учителя). Правильно! Чтобы внимательно слушать, нам необходимо сосредоточиться. И помогут нам в этом специальные упражнения.

4. Упражнение для сосредоточения:

Стоя держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

4. 1. Упражнения для воображения…

-Прежде чем Вы приступите к работе …..

-Я попрошу Вас закрыть глаза и представить сказочно красивую поляну, на которой гуляют самые разные животные, птицы, летают бабочки. Роскошные павлины не бояться тигров, а жирафы достают с облаков капельки воды.

-А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение, оно уже ждет вас.

Медленно выдохнули. Открыли глаза.

4.2. Упражнение для снятия стресса, концентрации внимания)

1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

5. Практическая часть:

Просмотр как рисует Художница Judith Ann Braun рисует исключительно пальцами. Получается довольно интересно и своеобразно.

Просмотр рисунков «Удивительные животные и птицы» выполненные кистью рук.

Мне нужен один смелый доброволец, который поможет мне создать необычный рисунок. (Ученик выходит к доске и вместе с учителем выполняют рисунок-фантазию на листе А3, прикрепленном на доске).

Определение последовательности выполнения работы.

-Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске:

«Фантазировать, осознать, суметь»

Ребята, мы с вами фантазировали, осознали, как можно сделать самим. Теперь остается суметь.

Приступаем к работе! (Звучит музыка)

Выполнение рисунка-фантазии учащимися в альбомах.

5.Физминутка.

Учитель проговаривает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют учащиеся.

Мы на пальцы поднялись,

Подняли вверх руки,

А теперь мы от Земли

Отталкиваем тучи.

Ну - ка, тучи, все домой

Быстро уходите.

А ребята - за столы,

К работе приступите.

Учащиеся заканчивают работу.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Давайте вспомним, как мы это делали:

1. «Фантазировали» - ловили вдохновение,

2. «Осознавали» - учились выполнять, последовательность, т.е. «как»

3. «Умели» - т.е. делали.

Народная пословица гласит «Глаза бояться, а руки делают». Каждая из ваших ладошек уникальна, неповторима и не похожа на другие. Каждый пальчик в единственном экземпляре на нашей планете. Нет одинаковых отпечатков пальцев. Каждый из вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Рисунок-фантазию, который вы создали – это произведение искусства, благодаря которому вы подняли настроение себе и окружающим, а значит, улучшили свое здоровье.

У нас на доске ждут результата занятия наши помощники – смайлики. Давайте проверим свое настроение. Учитель записывает результаты на доске.

7. Учитель: «Ребята, продолжите фразу»:

Сегодня я узнал…..

Было интересно ….

Теперь я могу….

Было трудно….

Знания, полученные сегодня, мне пригодятся…..

Вывод: С помощью простых приемов и упражнений мы научились поднимать настроение себе и другим, а значит улучшать свое здоровье.

Моя ладонь уникальна, как и я сам. Мое здоровье в моих руках!

8. Экспресс-выставка рисунков.

◦ 9. Учитель: «И заключительное упражнение «ленивые восьмерки», которые помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине:

◦ Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

◦ Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

◦ Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

Заключительное слово учителя: «Ребята, каждый из вас сегодня чувствовал, фантазировал, созидал. В результате чего получились замечательные рисунки и хорошее настроение.

Молодцы, ребята!

Литература:

· М.А.Давыдова «Поурочные разработки по ИЗО (физпауза)

· http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html

· http://millionstatusov.ru/aforizmy/zdorove.html

· http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/02/18/urok-izo-s-elementami-art-terapiiplenitelnoe
2023