Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Данилова Е.Д. Занятие (ролевая игра) по риторике на тему «Культура делового общения – информационная культура личности»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf



Цели и задачи:

Образовательная: закрепить знания об основных признаках, жанрах официально-делового стиля речи, освоить структуру написания делового документа;
Развивающая: продолжить знакомство с культурой делового общения, развитее речи учащихся, навыков грамотного делового письма.
Воспитательная: создать условия для развития культурной, грамотной, успешной в деловом мире личности.


Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Оснащение урока: мультимедийная презентация, рабочий лист урока, распечатки образцов текста.


План урока:
I Организационный момент
II Актуализация базовых знаний учащихся (разминка).
III Работа над составлением делового документа
VI Итог занятия.




План урока:
I Организационный момент (приветствие, объявление темы занятия, цели и задач)
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, представьте что вы – успешные, образованные и амбициозные молодые люди, стоящие на пороге трудовой деятельности. Вы соискатели, претенденты на вакантное управляющее место в крупной серьезной компании. Ваша задача – показать, что именно Вы тот успешный и целеустремленный человек, без которого компания просто не сможет обойтись.
Первый этап: собеседование.
А какой он, образованный и успешный молодой человек? Давайте нарисуем его портрет. Какими качествами должен он обладать?
______________________________________________________

И обязательно владеть грамотной, правильно построенной и уместной речью. Итак, наша разминка позволит вам вспомнить о приемах тактичности в нашей речи и заменить выражения синонимичными.
II Актуализация базовых знаний учащихся (разминка).
1.     Речевой этикет делового человека.
Подберите более вежливую форму несогласия:

Это не так. - ________________________
Я с вами не согласен. -________________
Не разделяю ваших убеждений. -_________
Это невозможно. -______________________
Это абсурд. -__________________________
Ваши условия принять нельзя. -_________
Вы не правы. -_________________________
Вывод: Тактичность и дипломатичность – неотъемлемые качества деловой речи
2.     Предлагаемый вам кроссворд поможет выяснить знание терминологии официально-делового стиля речи.



Ответы:
По вертикали: 1.Справка. 2.Штемпель. 3.Бланк. 4.Роспись. 5.Индекс. 6.Таблица. 7.Анкета. 8.Приказ. 9.Печать
По горизонтали: Секретарь

Вывод: знание терминологии официально-делового стиля – признак профессиональной грамотности и компетенции соискателя на должность.

III Работа над составлением делового документа
Второй этап: написание резюме.
РЕЗЮМЕ (фр. resume) — 1) краткое изложение, квинтэссенция текста, выступления; краткий вывод, заключительный итог чего-либо; 2) составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу.
Чтобы работодатель смог получить о вас более подробную информацию, необходимо представить сведения о себе.

•                    Резюме — это краткая профессиональная самоаттестация претендента на какую-либо должность, этим резюме отличается от более обстоятельной автобиографии.
•                    Автор резюме должен предоставить работодателю сведения о своём образовании, своей специальности и квалификации, о профессиональном опыте.
•                    Также следует указать, на какую должность претендует автор и на какую зарплату он рассчитывает.

Последовательность изложения информации в резюме:

•                    1)заголовок;
•                    2) общая информация;
•                    3) цель;
•                    4) образование;
•                    5) опыт работы;
•                    6) дополнительные сведения.

Итак, это вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу. Согласно международному стандарту, резюме должно быть набрано на компьютере. Если текст направляется в иностранную фирму, он должен быть набран на соответствующем языке.
•                    В резюме в следующем порядке указываются:
•                    фамилия, имя, отчество.
•                    телефоны(сотовый, домашний, служебный), адрес электронной почты;
•                    адрес
•                    цель резюме
•                    дата рождения автора резюме
•                    семейное положение
•                    образование(места учеба даются в обратном хронологическом порядке)
•                    опыт работы(места работы даются в обратном хронологическом порядке)
•                    дополнительные сведения: знания языка, владение компьютером, опыт работы с людьми, личные характеристики( исполнителен, аккуратен, инициативен, трудолюбив, легко обучаем, общителен, энергичен).

Ну и наконец, несколько практических советов:
•                    Избегайте использовать местоимение «Я»;
•                    Будьте лаконичны. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут.
•                    Не включайте в Ваше резюме:
•                    Всю трудовую биографию. (обычно потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет);
•                    Ваши физические данные;
•                    Ваши фотографии должны быть деловыми;
•                    Причины, по которым Вы уходили с работы;
•                    Требования к зарплате;
•                    Имена людей, которые Вас рекомендуют (подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании)
Написание резюме (5-7 мин), взаимопроверка. Затем работы сдаются учителю.

      VI Итог занятия.
Вы успешно справились со своей целью, я поздравляю вас. А напоследок мне хотелось бы дать вам несколько добрых советов, которые обязательно вам пригодятся, какой бы профессиональный путь вы ни выбрали.
Если вы хотите быть счастливы, благополучны, уравновешены, спокойны, уверены в себе, вооружитесь добрыми словами.
Да, время бывает разное, но какими будем мы, люди, зависит от нас, наших мыслей, слов и поступков.
Я желаю вам добрых слов. 
Пусть умение говорить их поможет вам прийти к жизненному успеху.
Словом, пусть вас окружают добрые речи и от вас исходит доброе человеческое слово. А хорошее слово - половина счастья
И помните:
Наша грамотная, культурная речь – это не только сохранение традиций, но  и залог  личной успешности.


Библиографический список:
1.    Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова «Риторика и культура речи», Ростов-на-Дону, 2012
2.    И.Голуб «Искусство риторики: Пособие по красноречию», Феникс, 2005.
2022