Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в материале
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Задачи:
- познакомить детей с произведениями русских мастеров резьбы по дереву;
- объяснить новые слова, характеризующие особенности строения -деревянного дома;
- расширить представления о содержании и ритме узора (геометрические элементы и сюжетные изображения, симметрия);
- настроить детей на творческий поиск в своих работах;
- продолжать формировать общеучебные умения и навыки (планировать работу, контролировать себя) и графические навыки.
Материалы к урокам. Для учителя: динамическая таблица (рисунок фасада нижегородской избы с двухскатным покрытием), фотографии резного деревянного украшения домов, изделий русских мастеров резьбы по дереву. Для учащихся: цветные заготовки бумажных силуэтов резных наличников и ставен, бумажная мозаика разной геометрической формы, художественные материалы.
Ход урока:
1. Какими мастерами мы были на уроке труда и что мы выточили?2. «Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит» — беседуем о русских мастерах-создателях прекрасной деревянной архитектуры.
3. Что нам надо знать об узоре, чтобы расписать оконные наличники и ставни сказочного домика? (Ритм, симметрия, разнообразные элементы растительного и геометрического узора.)
4. С помощью мозаики проверяем, как мы поняли ритм и симметрию.
5. Подбираем гармонические цвета на палитре.
6. Намечаем главные элементы узора.
7. Начинаем работать кистью.
Справочный материал. Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву (демонстрация фото). Дерево было доступным и практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду, орудия труда. Ярким примером искусства народных резчиков могут служить крестьянские избы, выполненные в технике нижегородской резьбы, получившей высокую оценку в истории народного искусства. Известный советский искусствовед И. Э. Грабарь, определяя выдающееся значение этой резьбы, говорит, что избы, покрытые резьбой, невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами, построенными великими мастерами.
Учитель рассказывает детям, как разумно и красиво оформлялся деревянный дом.
В классе демонстрируется динамическая таблица фасада избы с обозначениями основных элементов как архитектурного объема, так и декоративного оформления. Фасад четко разделен на два геометрических объема — сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели — закрывают место соединения сруба и кровли.
Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, имеет треугольную форму — фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружевного узора сруба. Выразительный орнамент наносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.
Резьба старинных домов XVIII и XIX веков отличается по технике исполнения и сюжету орнаментальных мотивов от современного оформления домов. Резьба рельефная, иногда ее называют глухой, корабельной. Растительный орнамент в виде веток с сочными побегами — главный мотив глухой резьбы, Среди веток, цветов размещались фантастические существа: русалки, львы, птицы сирены. Примеры такого оригинального искусства резного убора есть в Владимирской и Костромской областях. Исследователи отмечают высокое умение мастеров Поволжья творчески переработать наследие по архитектурному декору, оставшееся от Владимиро-Суздальской Руси.
Резной убор волжских изб создан мастерством и талантом народа. Изображения различного происхождения сведены в декоре одной избы не только логикой оформления определенной плоскости или архитектурного объема здания. Они вырезаны мастером из желания как можно наряднее и занимательнее украсить свой дом. Многими поколениями народных художников проводился отбор образов животных, птиц, фантастических существ и растений. Они олицетворяют небесную сферу и символы солнца, землю и водную стихию. Так отразился в поволжской резьбе поэтический образ вселенной.
Домовая резьба Поволжья — крупное явление русской национальной культуры. Резные доски и бревна волжских изб — уникальные произведения народного творчества. Широкий показ этих необычных памятников в крупнейшем музее страны (Русский музей в Санкт Петербурге) по соседству с полотнами великих художников дает возможность лучше понять и по достоинству оценить глубину и многогранность искусства одаренного народа.
Рекомендации по ходу урока. Тема урока раскрывается с помощью игры в мастера. Дети демонстрируют результаты своего труда по изготовлению ставен и наличников, сегодня они снова мастера, но по росписи.
Беседу о русских резчиках-умельцах начинаем с выяснения того, что видели и что понравилось детям на экскурсии по городу или улице, или с того, какая интересная выставка в классе.
Более подробно ознакомить детей с внешним видом деревянного дома позволяет динамическая таблица. В ходе объяснения по таблице первоклассники должны познакомиться с новыми словами, характеризующими декор крестьянского дома: кровля, сруб, красные окна, светелка, лобовая доска, фронтон. Новые слова записываем на доске, и дети хором повторяют их.
В заключение беседы останавливаемся на особенностях узора ставен и наличников. Возможен вопрос: как называется рисунок, если у него есть центр и от центра на равном расстоянии располагаются одинаковые узоры? (Симметричный.) Слово симметрия записываем на доске.
С помощью мозаики проверяем, как дети могут применить свойства симметрии и ритма в узорах на ставнях и наличниках. В течение нескольких минут дети размещают бумажную мозаику на цветном силуэте ставен наличника. Мозаика не закрепляется. Быстрое размещение мозаичных элементов, разных по форме и цвету, позволяет наглядно увидеть, как дети представили симметрию и ритм элементов в данной композиции. Убедившись, что все поняли задачу правильно, разрешаем приступить к росписи. Мозаику убираем. Готовим гуашь к росписи. Думаем о гармонии цвета. Цветной фон заготовок ставен и наличника должен хорошо сочетаться с узором. Например, на желтом фоне красиво смотрятся зеленые и коричневые узоры, на голубом — оранжевые и синие, на зеленом — светло-желтые и коричневые. Чтобы дети нагляднее могли представить контрастные и гармоничные сочетания цветного фона и узора, можно также обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова и т. д.
Посмотрим палитру каждого мастера-ученика, обсудим, удачно ли подобраны краски узора с учетом цветного фона.
Теперь можно легкими линиями карандаша наметить крупные элементы узора; детали не прорисовываются, так как это задача для рисования кистью.
Итоги выполнения задания подводим на следующем уроке изобразительного искусства. Практика работы учителей по этой теме показывает, что более двадцати работ в классе выполняется очень выразительно, оригинально.
Рефлексия: Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
На следующем же уроке дети вспоминают, что узнали о народных мастерах, труд которых «людям радость приносит», говорят о том, что были в гостях не только у резчиков по дереву, но и у мастеров городецкой росписи. Объявляем тему следующего урока, чтобы дети настроились и готовились к новой встрече с прекрасным.
Библиографический список
1. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 2005.2. Шамбинаго С.К. Древнерусское жилище по былинам / Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 2011.
3. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М., 2015.