Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Подлужная О.С., Нечепуренко В.Н. Методическая разработка урока «Декор русской избы» 5 класс

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в материале
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Задачи:
- познакомить детей с произведениями русских мастеров резьбы по дереву;
- объяснить новые слова, характеризу­ющие особенности строения -деревянного дома;
- расширить представления о содержании и ритме узора (геометрические элементы и сюжетные изображения, симметрия);
- настроить детей на творческий поиск в своих работах;
- продолжать формировать общеучебные уме­ния и навыки (планировать работу, контролировать себя) и гра­фические навыки.
Материалы к урокам. Для учителя: динамическая таблица (рисунок фасада ниже­городской избы с двухскатным покрытием), фотографии резного деревянного украшения домов, изделий русских мастеров резьбы по дереву. Для учащихся: цветные заготовки бумажных силуэтов резных налич­ников и ставен, бумажная мозаика разной геометрической формы, художественные материалы.

Ход урока:

1.    Какими мастерами мы были на уроке труда и что мы выто­чили?
2.    «Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит» — беседуем о русских мастерах-создателях прекрасной деревянной архитектуры.
3.    Что нам надо знать об узоре, чтобы расписать оконные наличники и ставни сказочного домика? (Ритм, симметрия, разно­образные элементы растительного и геометрического узора.)
4.    С помощью мозаики проверяем, как мы поняли ритм и сим­метрию.
5.    Подбираем гармонические цвета на палитре.
6.    Намечаем главные элементы узора.
7.    Начинаем работать кистью.
Справочный материал. Русские мастера славятся богатыми ху­дожественными традициями в резьбе по дереву (демонстрация фото). Дерево было доступным и практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду, орудия труда. Ярким примером ис­кусства народных резчиков могут служить крестьянские избы, выполненные в технике нижегородской резьбы, получившей высо­кую оценку в истории народного искусства. Известный советский искусствовед И. Э. Грабарь, определяя выдающееся значение этой резьбы, говорит, что избы, покрытые резьбой, невелики по раз­мерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с двор­цами, построенными великими мастерами.
Учитель рассказывает детям, как разумно и красиво оформлял­ся деревянный дом.
В классе демонстрируется динамическая таб­лица фасада избы с обозначениями основных элементов как архи­тектурного объема, так и декоративного оформления. Фасад четко разделен на два геометрических объема — сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели — закрывают место соединения сруба и кровли.
Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, име­ет треугольную форму — фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружев­ного узора сруба. Выразительный орнамент наносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.
Резьба старинных домов XVIII и XIX веков отличается по технике исполнения и сюжету орнаментальных мотивов от совре­менного оформления домов. Резьба рельефная, иногда ее называют глухой, корабельной. Растительный орнамент в виде веток с соч­ными побегами — главный мотив глухой резьбы, Среди веток, цветов размещались фантастические существа: русалки, львы, птицы сирены. Примеры такого оригинального искусства резного убора есть в Владимирской и Костромской областях. Исследователи отмечают высокое умение мастеров По­волжья творчески переработать наследие по архитектурному декору, оставшееся от Владимиро-Суздальской Руси.
Резной убор волжских изб создан мастерством и талантом народа. Изображения различного происхождения сведены в декоре одной избы не только логикой оформления определенной плоскос­ти или архитектурного объема здания. Они вырезаны мастером из желания как можно наряднее и занимательнее украсить свой дом. Многими поколениями народных художников проводился отбор образов животных, птиц, фантастических существ и растений. Они олицетворяют небесную сферу и символы солнца, землю и водную стихию. Так отразился в поволжской резьбе поэтический образ вселенной.
Домовая резьба Поволжья — крупное явление русской нацио­нальной культуры. Резные доски и бревна волжских изб — уни­кальные произведения народного творчества. Широкий показ этих необычных памятников в крупнейшем музее страны (Русский музей в Санкт Петербурге) по соседству с полотнами великих худож­ников дает возможность лучше понять и по достоинству оценить глубину и многогранность искусства одаренного народа.
Рекомендации по ходу урока. Тема урока раскрывается с помощью игры в мастера. Дети демонстрируют результаты своего труда по изготовлению ставен и наличников, сегодня они снова мастера, но по росписи.
Беседу о русских резчиках-умельцах начинаем с выяснения того, что видели и что понравилось детям на экскурсии по горо­ду или улице, или с того, какая интересная выставка в классе.
Более подробно ознакомить детей с внешним видом деревянно­го дома позволяет динамическая таблица. В ходе объяснения по таблице первоклассники должны познакомиться с новыми словами, характеризующими декор крестьянского дома: кровля, сруб, красные окна, светелка, лобовая доска, фронтон. Новые слова записываем на доске, и дети хором повторяют их.
В заключение беседы останавливаемся на особенностях узора ставен и наличников. Возможен вопрос: как называется рисунок, если у него есть центр и от центра на равном расстоянии распо­лагаются одинаковые узоры? (Симметричный.) Слово симметрия записываем на доске.
С помощью мозаики проверяем, как дети могут применить свойства симметрии и ритма в узорах на ставнях и наличниках. В течение нескольких минут дети размещают бумажную мозаику на цветном силуэте ставен наличника. Мозаика не закрепляется. Быстрое размещение мозаичных элементов, разных по форме и цвету, позволяет наглядно увидеть, как дети представили симмет­рию и ритм элементов в данной композиции. Убедившись, что все поняли задачу правильно, разрешаем приступить к росписи. Мо­заику убираем. Готовим гуашь к росписи. Думаем о гармонии цвета. Цветной фон заготовок ставен и наличника должен хорошо сочетаться с узором. Например, на желтом фоне красиво смотрятся зеленые и коричневые узоры, на голубом — оранжевые и синие, на зеленом — светло-желтые и коричневые. Чтобы дети нагляднее могли представить контрастные и гармоничные сочетания цветного фона и узора, мож­но также обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова и т. д.
Посмотрим палитру каждого мастера-ученика, обсудим, удачно ли подобраны краски узора с учетом цветного фона.
Теперь можно легкими линиями карандаша наметить крупные элементы узора; детали не прорисовываются, так как это задача для рисования кистью.
Итоги выполнения задания подводим на следующем уроке изобразительного искусства. Практика работы учителей по этой теме показывает, что более двадцати работ в классе выполняется очень выразительно, оригинально.
Рефлексия: Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настро­ением, другая - радостным, веселым. Уче­ники выбирают ту картину, которая соот­ветствует их настроению.
На следующем же уроке дети вспоминают, что узнали о народных мастерах, труд которых «людям радость приносит», говорят о том, что были в гостях не только у резчиков по дереву, но и у масте­ров городецкой росписи. Объявляем тему следующего урока, чтобы дети настроились и готовились к новой встрече с прекрасным.

Библиографический список

1. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 2005.
2. Шамбинаго С.К. Древнерусское жилище по былинам / Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 2011.
3. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М., 2015.
2018-08-28 16:03 2018