Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Антонова Е. А., Львова Ю. А., Сафронова М. В. Рабочая программа логопедического кружка по развитию речи «Звуковая мозаика» (развитие фонематических процессов)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Пояснительная записка
Представленная образовательная программа по формированию полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладение воспитанниками навыками звукового анализа и синтеза, позволяет подготовить ребенка к овладению грамотой.
Программа составлена на основе пособий Агранович З.Е., Смирнова Л.Н., Коноваленко В.В. и разработана с учётом возможностей детей старшей группы.
Программа «Звуковая мозаика» разработана самостоятельно и дополняет содержание образовательной области «Речевое развитие». Программа реализуется через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
  Изучение специальной литературы (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина, Волковой Л.С.), анализ периодических изданий (Логопед, Дошкольная педагогика (постоянный раздел «Коррекционная педагогика»)), опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. В свою очередь, школа, заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, владели элементарными навыками звукового анализа и синтеза, деления слов на слоги, дифференциации фонем родного языка. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
  Однако у детей нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Трудности в слуховой дифференциации звуков могут влиять на формирование звукопроизношения.
  Основную группу дошкольников, имеющих речевую патологию, составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы — фонетика, лексика и грамматика. Дети данной категории отличаются не только низким уровнем речевого развития, но и недостаточно сформированными психическими процессами: низкой концентрацией внимания, небольшим объемом памяти, отсутствием контроля за чужой и собственной речью.
  Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи, ведущей причиной ошибок на письме и в чтении. А накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза. Зная, что развитие фонематических процессов очень важно для ребёнка-логопата, мы разработали программу «Звуковая мозаика», целью которой является развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями речи. Поэтому развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Все ученые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей с ОНР и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Данная программа логопедического кружка по развитию фонематического восприятия «Звуковая мозаика» позволит дополнительно реализовывать задачи АООП, а также воздействовать на все компоненты речевой системы (звукопроизношение, фонематика, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет.
Сроки реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май включительно).
Режим работы кружка: 1 раз в неделю, во второй половине дня, 25 – 30 минут.
Работа строится на поочередном проведении занятий воспитателя и учителя-логопеда. Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе. При совместной коррекционной работе логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основной целью кружковой работы является обеспечение процесса социального и коммуникативно-речевого развития у детей 5-6 лет с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения.
Задачи кружковой работы:
1.                Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематических процессов (анализ, синтез, восприятие).
2.                Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3.                Развитие общей и мелкой моторики.
4.                Формирование направленной воздушной струи, речевого дыхания.
5.                Предупреждение дисграфии и дислексии;
6.                Преодоление недостатков в речевом развитии;
7.                Подготовка к обучению грамоте.
Форма организации детей: фронтальная.
Методы работы с детьми соответствуют возрасту. Основной формой работы является игра — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия носят игровой характер, насыщены развивающими игровыми упражнениями.
Планируемые результаты:
·                  сформирован навык восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;
·                  умеют дифференцировать звуки речи по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
·                  сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов;
·                  умеют делить слова на слоги;
·                  повысился интерес к логопедическим занятиям;
·                  достаточно развиты кинетические ощущения, мелкая моторика, зрительно-моторная координация.
Формы подведения итогов работы кружка: отправка видео с занятий родителям.

Список литературы:
1.                Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 – 48 с.
2.                Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки : учебное пособие / Н. Г. Алтухова. – Санк-Петербург : Лань, 2006. – 112 с.
3.                Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / Аманатова М. М // Логопедия. – 2007. – №1.
4.                Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – Москва : Академия, 1997. –221 с.
5.                Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика : учебное пособие / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – Москва : АCТ : Астрель, 2005. – 206 с.
6.                Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – Москва : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
2022