НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Масленникова Г.А. Первые шаги в экономику

Библиографическое описание:
Масленникова Г.А. Первые шаги в экономику // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Финансовая грамотность – очень важный вспомогательный навык, который необходимо развивать с самого детства, закладывая в голову ребенка понимание, как правильно и эффективно распоряжаться личными финансами.

Нехватка доступных и ясных обучающих программ и образовательных материалов для детей и родителей, а также малое количество квалифицированных преподавателей, которые способны объяснить простым языком непростую тему – все это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков, которые необходимы для грамотного управления личными деньгами, реализации осознанного выбора финансовых услуг, а также взаимодействия с финансовыми организациями, которые занимаются защитой прав потребителей.

Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста.

Внедрение основ экономической грамотности для детей дошкольного возраста является актуальным вопросом, ведь в настоящее время дети очень быстро впитывают атмосферу новой реальности, учатся и осваивают современные технологии.

Для построения у детей дошкольного возраста финансовой грамотности и экономического мышления, правильного восприятия пользования деньгами и развития гармоничной, любознательной, творческой личности, стремящейся к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен, нужен специальный подход.

Разумеется, дети остаются детьми и в таком важном вопросе, как финансы и умение обращаться с настоящими деньгами, поэтому лекции, написанные даже простым и понятным для дошкольников языком, будут совершенно неэффективны в работе с детьми.

Что любят все дети без исключения? Конечно же, игры! Разработка методических материалов и интересных, развивающих игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности – это не только полезные обучающие материалы, но и интересные образовательные развлечения, с которыми будет легче заинтересовать детей сложной темой.

Существует множество методов, которые помогут вызвать у дошкольника интерес к обучающей игре. Среди них такие как:

· наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, интерактивного материала, визуальных образов, мультфильмов, видеороликов;

· словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы поискового характера, ведение диалога в игре;

· игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; практические: проигрывание ситуаций, моделирование, упражнения и др.

Преследуя сразу несколько целей – образовательную, развивающую и воспитательную, можно не только добиться успеха в освоении финансовой грамотности, но и весело, с интересом провести время с ребенком, обогатить его словарный запас, заложить первые шаги к ответственности, сформировать коммуникативные способности, научить оценивать свои желания и возможности.

В помощь педагогу или родителю могут прийти сказки (например, «Приключение феи Копеечки»), интерактивные материалы, знакомые каждому ребенку мультфильмы (серии «Смешарики», посвященные финансовой грамотности) и, конечно же, собственная фантазия. Полезно будет устраивать игры на природе, где валютой будет служить березовый листок или травинка, вместе с детьми изучать счет и повышать собственную финансовую компетентность, вместе решать возникшие сложные вопросы и, наконец, поощрять самостоятельность и разумность.

Обучающая и игровая деятельность наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысила уровень знаний детей посредством современных интерактивных технологий: видео занятий, интерактивных книг, вопросов поискового характера, заданий по финансовой грамотности.

Новизна взаимодействия с сетью Интернет при проработке данной темы формирует единое информационно-образовательное пространство, которое наряду с традиционными формами вызывает больший интерес у дошкольников и быстрее формирует необходимые навыки.

Все эти варианты обучения позволяют сформировать у дошкольников понимание об экономическом мире, различных терминах, обрести новые финансовые знания, умения и навыки. Дети, совершая многие новые для себя действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В играх, направленных на изучение финансовой грамотности, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и многое другое. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач. Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!

Список источников

1. Парциальная программа финансового воспитания дошкольников / «Деньги и денежные отношения» / Кузнецова Н.А., 2019 г.

2. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015.

3. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014.

4. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района, 2016.

5. «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008.

6. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»

7. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014.

8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003.

Интернет-ресурсы

1. https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I

2. https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA

3. https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230
2023