НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зубенко Т.И. Методическая разработка открытой образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы «Веселый счет»

Библиографическое описание:
Зубенко Т.И. Методическая разработка открытой образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы «Веселый счет» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Возраст воспитанников: дошкольный возраст (5-й год жизни).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструирование.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

• Закрепить счет в пределах 5, знание цифр от 1 до 5, умение различать и называть геометрические фигуры;

• закрепить название частей суток;

• расширять запас слов противоположным значением (антонимы);

• учить составлению геометрических фигур из счетных палочек;

• развивать любознательность, память, логическое мышление, интерес к математике.

Демонстрационный материал и оборудование: Совушка-Сова, мольберт, маркеры, мяч, карточки с игрой «Четвертый лишний» 3 обруча, счетные палочки, 5 конвертиков, мешочек с медальками.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Ход образовательной деятельности

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности:

Содержание:

Воспитатель звонит в колокольчик, чтобы обратить на себя внимание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. У меня для вас отличная новость! Наша группа выиграла настоящий квест-путешествие в волшебную страну. А вы знаете, что такое квест?

Обратная связь на высказывания детей/примечания:

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, нужно пояснить, что это очень интересная игра с заданиями, в конце которой всех участников ждут подарки.

Воспитатель: Ребята, а на чем мы с вами отправимся в наше путешествие? Предлагайте варианты!

Ответы детей. Воспитатель записывает ответы на мольберт, затем дети голосуют за тот вариант, который им больше понравился (технология социального опроса)

Воспитатель: И мы отправляемся в наше путешествие на волшебном... (тот вид транспорта, который выбрали дети). Я знаю волшебные слова: «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем, скажем: «Ах!» и окажемся в гостях.»

Дети выполняют «волшебные движения»

Воспитатель: Посмотрите, кто это нас встречает?

Дети: Сова!

Воспитатель: Совушка-Сова умная голова! Повелитель страны Математики. Посмотрите, как много здесь разных цифр, чисел, геометрических фигур. Сова вам предлагает во время нашего квеста выполнить разные задания, а все задания она разложила по конвертам! Ну, что в путь! Вы готовы?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Воспитатель: Давайте посчитаем, ребята, сколько конвертиков?

Дети: Давайте посчитаем, ребята, сколько конвертиков?

Воспитатель: На каждом конвертике расположена геометрическая фигура! Нам с вами нужно выбрать, в каком порядке мы будем выполнять задания Совушки-Совы.

Дети выбирают последовательность заданий (им предложены конверты с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Воспитатель фиксирует последовательность, выбранную детьми, на мольберте.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Воспитатель: Первое задание - и первый конверт! А здесь игра «Скажи наоборот» с мячом. Я называю слово и бросаю мяч, кто поймает, должен назвать слово наоборот. Примеры антонимов: длинный- короткий, далеко- близко, большой- маленький, высокий- низкий, узкий- широкий, вверху- внизу, легкий- тяжелый, слева- справа, толстый- тонкий, день- ночь, пол- потолок, один- много, вчера- сегодня, белый- черный, небо- земля.

Ответы детей. Если ребенок затрудняется с выбором антонима, необходимо дать ему время подумать, затем спросить у других.

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием все справились. Отправляемся дальше. Берем следующий конверт! И следующее задание! Ребята, отгадайте загадки! Воспитатель загадывает загадки. Когда это бывает? 1. Завтракаем мы утром, а ужинаем. (вечером). 2. Спим мы ночью, а делаем зарядку…. (утром) 3. Днем обедаем, а завтракаем…. (утром). 4. Солнце светит днем, а луна. (ночью). 5. Ужинаем мы вечером, а обедаем…. (днем). 6. В садик мы идем утром, а из садика. (вечером)

Ответы детей.

Воспитатель: Все ребята справились. Молодцы! Идем дальше. Следующий конверт и следующее задание! Посмотрите у совы есть карточки, они не простые, а с геометрическими фигурами. Задание: найдите лишнюю геометрическую фигуру! Мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний».

Воспитатель показывает детям 5 карточек, на которых изображены 4 геометрические фигуры, одна из которых выпадает из логического ряда по форме и/или цвету.

Ответы детей.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Молодцы! Продолжаем и в следующем конвертике новое задание. Сова превращает нас в геометрические фигуры! Поиграем с вами в игру «Найди свой домик». В трех обручах лежат 3 геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, у детей в руках по одной геометрической фигуре (треугольник, квадрат, круг). Вы по команде должны занять свой домик. Дети играют в подвижную игру, которая способствует выполнению норм по двигательной активности

Воспитатель: У меня в руках остался только один конверт! А в нем самое последнее, самое важное задание! Для его выполнения нам нужно сесть за столы. Перед вами на столах счетные палочки. Отсчитайте 3 палочки и выложите треугольник. Теперь отсчитайте 4 палочки и выложите квадрат. Чем эти фигуры похожи? (у них есть углы). А чем отличаются? (у треугольника 3 угла и три стороны, а у квадрата 4 угла и 4 стороны).

Действия детей со счетными палочками. Если дети затрудняются выложить геометрические фигуры, то воспитатель просим тех детей, кто уже справился с заданием, помочь тем, у кого не получается.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Воспитатель: Ну, что нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем волшебные слова: «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, закроем глаза и в садик вернемся. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Понравилось вам путешествие, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Ой, подождите, Совушка-Сова прислала мне сообщение! Она хочет задать вам несколько вопросов. Какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание оказалось для вас самым трудным? Что вы расскажете ребятам из нашей группы о путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята! Совушка-Сова написала мне, что вы все большие молодцы и передала для вас настоящие вкусные медали!

Ритуал завершения общения

Воспитатель: Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки» (ладошки)!

Библиографический список

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой – М.: Мозаика-синтез, 2019.

2.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2—7 лет. –М.; Мозаика-синтез, 2015.

3. Илюхина Ю.В. Секреты интересного занятия. Методическое пособие для педагога детского сада. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края. - Краснодар: Экоинвест, 2018.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-синтез, 2020.
2023