Актуальные вопросы начального общего образования

Иванова А.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Библиографическое описание:

Иванова А.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Каждый урок у нас начинается с дыхательной гимнастики, затем дети с удовольствием говорят девиз урока, который обеспечивает психологический настрой детей на учение и мотивирует обучающихся.

На уроках письма, чтения, математики провожу зарядку для глаз и различных групп мышц, пальчиковую гимнастику, музыкальные анимированные физминутки «Чебурашка», «Колобок», «Буратино», на чтении использую упражнения для дыхания и развития артикуляционного аппарата.

На уроках окружающего мира использую различные виды деятельности: это и работа по учебнику, работа в тестовых тетрадях, работа в атласах-определителях «От земли до неба», работа с презентацией, использую дифференцированное домашнее задание, сильные детки готовят сообщения, которые презентуют на уроке, защита презентаций, каждый ребёнок выбирает задание себе по силам.

Элементы игры использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе начального обучения: так, например, на уроках обучения чтению, использую такие задания, как покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока.

Слежу за проветриванием кабинета, соответствием мебели возрасту школьника, правильной посадкой, положением рук, головы, смены деятельности в течение урока. Создаю на уроках атмосферу доброжелательности, веры в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание).

Соблюдаю следующие требования к уроку с позиций здоровье сбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

3. Использую такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, ролевая игра, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

5. Поза учащихся, чередование позы в соответствии с видом работы.

6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

8. Мотивация деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

9. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

10.Темп окончания урока:

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, комментируется заданное на дом задание.

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, дети с большим желанием идут в школу, они активны на уроке, им интересно узнавать новое и самое главное у них есть желание учиться без ущерба для своего здоровья.
2023