Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Финк О.Н. Детское самоуправление в интернатном учреждении

Библиографическое описание:
Финк О.Н. Детское самоуправление в интернатном учреждении // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Анализ изученных трудов учёных, позволяет сделать вывод, что проблема детского самоуправления недостаточно проработана, применительно к интернатному учреждению. Поэтому возникла необходимость в разработке методических рекомендаций. Основа разработки базируется на законах коллектива, методике проведения КТД, педагогической поддержке.

Цель данной работы: формирование навыков успешной социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения средствами детского самоуправления.

Задачи:

- самораскрытие и самореализация личности каждого ребёнка;

- развитие творческого потенциала воспитанников учреждения;

- умение планировать общественно- полезную деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда.

Ученическое самоуправление в школе-интернате организовано следующим образом. Руководителем школьного самоуправления является педагог (президент), который организует работу самоуправления. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, ученики не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых ученики проявили творческие способности, ответственность, самостоятельность, активность. «Веселая страна» состоит из трех «Республик»: «Детство», «Радуга», «Лидер». Ежегодно жители проводят выборы Правительства «Веселой страны» (из числа воспитанников). А затем Правительство (Совет воспитанников) избирает Председателя, сроком на один год, который является главой школьного самоуправления. Он представляет интересы учащихся на заседаниях педагогического совета, отчитывается о проделанной работе на заседании правительства.

Структура детского объединения динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.

На заседаниях правительство принимает Законы, планирует и организует общешкольные мероприятия и акции. Для наиболее полной реализации программы необходимо организовать всю деятельность воспитанников учреждения через коллективные творческие дела (КТД). КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в тоже время основное воспитательное средство (инструмент коммунарской методики).

При проведении КТД наиболее ярко проявляются - соуправление и самоуправление. Через советы дела (при подготовке любого КТД), каждый воспитанник может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно меняется и обновляется, предоставляется возможность каждому желающему попробовать свои силы.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;

- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

- организация творческих дел и дежурств;

- деятельность советов дел.

Организация коллективной творческой деятельности проходит в несколько этапов, которые видоизменяются и дополняются исходя из целей и задач интернатного учреждения.

На первом этапе педагоги, непосредственно отвечающие за подготовку дела, отталкиваясь от предыдущего уже накопленного опыта, продумывают содержание нового дела, выдвигают различные идеи.

На втором этапе проводится коллективное планирование. Здесь собираются педагоги и члены детского совета, работа проводится в микрогруппах. Здесь звучат идеи детей, предлагается точка зрения воспитателей. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание и рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке и проведении дела, составляется план подготовки.

На третьем этапе идёт коллективная подготовка дела. Для подготовки и проведения любого КТД создаётся специальный орган – Совет дела. Данное объединение действует только во время подготовки и проведения КТД.

На четвёртом этапе проводится коллективное творческое дело. КТД проводится в форме игры. Здесь сообщаются тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Цель данного этапа – накопление знаний, умений. На этом этапе, каждый воспитанник может найти себе дело по душе (изготовить поделку, сшить костюм, написать сценарий праздника и. т. д.). Результат данного этапа – выпуск тематических газет, плакатов - молний, изготовление поделок и другое. Заканчивается этап выставкой творческих работ (работы индивидуальные, групповые, коллективные), викториной и игровым КТД. На этом этапе подводятся итоги конкурсов «Лучшая группа», «Лучший воспитанник года». Участники конкурсов получают благодарственные письма за лучшую творческую работу, номинантам конкурса вручаются дипломы.

На пятом этапе проводится коллективное подведение итогов. Здесь оцениваются результаты работы, соотношение полученного результата и запланированного. Обсуждаются вопросы: Как было организовано КТД? Что мы узнали друг о друге? Что сделал лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи и вклад каждого ученика.

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-18 лет, так как именно в этот период формируется система социально – значимых черт человека, определяется его включенность в общественные отношения. Происходит осознание своего «я», осмысление своего места в жизни, идёт активный поиск нравственных ориентиров.

Список литературы

1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении / В. И. Бочкарев. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 192 с.

2. Г ринберг В.В., Ананишнев В.М. Ученическое самоуправление и его роль в нравственном воспитании подростков / В. В. Гринберг, В. М. Ананишнев / Актуальные проблемы нравственности в социологии, психологии и маркетинге: сборник работ преподавателей, аспирантов и студентов. — Москва, 2020. — С. 47-50.

3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. — 301 с.

4. Зайцева Е.А., Зайцева И.В., Поддубная А.С. Построение модели школьного ученического самоуправления / Е.А. Зайцева, И.В. Зайцева, А.С. Поддубная / Вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 45-46.

5. Конькова Н. Л. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления о общеобразовательных учреждениях: сборник инструктивно-методических материалов / Н. Л. Конькова. — Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. — 29 с.
2024