Информационные технологии в современном образовательном процессе

Минибаева Г. Ф., Манохина Ю. С. К вопросу использование интерактивной доски в образовательной деятельности детского сада

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Одной из актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе является повышение качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил перспективные направления работы с дошкольниками: изменение содержания образования, оптимизацию способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования [1]. В связи c этим дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии c новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе, связанные с использованием в ходе образовательного процесса современных средств обучения и оборудования, к которым можно отнести интерактивную доску (ИД).
Исследования отечественных и зарубежных учёных позволяют предположить, что использование интерактивной доски может обеспечить условия для сотрудничества и позитивного опыта обучения среди детей или в общении детей и взрослых [2]. Педагоги дошкольного образования должны отдавать отчет в том, какого именно обучающего взаимодействия они хотели бы достичь при использовании интерактивной доски (включая взаимодействие взрослых и детей или взаимодействие между самими детьми), и применять технологию интерактивной доски, адекватную поставленным целям. При этом, такой результат не возникает сам собой.
Итак, педагоги очень заинтересованы в том, чтобы понять, как интерактивную доску можно использовать в дошкольном образовании. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений [3]. Впрочем, если использовать интерактивную доску для поддержки дошкольного образования по всем образовательным областям, рекомендованным ФГОС ДО («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»), то технологию интерактивной доски следует интегрировать таким образом, чтобы способствовать развитию у детей положительного настроя на обучение. Следовательно, необходимо так же поощрять дошкольников к использованию инструментов интерактивной доски в целях, которые возникают у самих детей в процессе игр. Применяя интегрированный подход, когда использование интерактивной доски формируется в процессе взаимодействия педагога и детей, можно обеспечить детям широкие возможности во всех сферах обучения и развития [4].
Некоторые исследователи (О.Б. Воронкова, И. Калаш) отмечают четыре главные области обучения в дошкольном образовании, где роль интерактивной доски можно реализовать оптимально:
1. Творчество. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога и детей. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если…». Чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других. Для проявления творческих способностей детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых вариантах, бесспорно, совместно с педагогом.
2. Коммуникация и сотрудничество, которые возникают естественным образом при обсуждении того, что дошкольники видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками, при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании. Но зачастую в этом направлении также требуется участие взрослых для достижения максимальной пользы от применения возможностей интерактивной доски.
3. Социально-драматические игры. Потенциал здесь очень велик. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. На сегодняшний момент, с одной стороны, существуют огромные возможности для интеграции интерактивной доски в ролевые игры дошкольников, а с другой, явная необходимость большего развития программных продуктов для интерактивной доски. Новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого, используя технические возможности и программное обеспечение для ИД.
4. Обучение обучению. Чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении можно применять ИД, а инструменты интерактивной доски, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности, помогающие в обучении обучению, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры [5].
Изучая роль разных инструментов интерактивной доски и возможности их использования в развитии и обучении детей дошкольного возраста, другие исследователи (Е.С. Полат) выделяют следующие направления: ИД и грамотность; ИД и математическое мышление; ИД и наука; креативность, способность к решению проблем и игровые модели; визуальная грамотность и изобразительное искусство; медиаобразование (цифровая анимация); музыкальное образование [6].
Для того, чтобы современная тенденция использования интерактивной доски внесла позитивный вклад в эти направления, дошкольники должны применять её в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах. Развитие — самая общая цель образования детей младшего возраста.
Коллектив детского сада №160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти также старается идти в ногу со временем. Педагоги детского сада с энтузиазмом восприняли появление нового оборудования, несмотря на то, что освоение новой технологии требовало определенных усилий. Однако ожидаемый положительный результат применения интерактивной доски перевесил возможные сложности. Непрерывную образовательную и развивающую деятельность с использованием доски педагоги проводят два-три раза в неделю, при этом используются как готовые электронные образовательные ресурсы, так и собственные разработки в программном обеспечении доски и в PowerPoint.
Непрерывная образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. Положительную эмоциональную реакцию детей отмечают педагоги после проведения регулярных занятий с использованием интерактивного оборудования.
Для организации практически всех видов непрерывной образовательной деятельности в старших группах интерактивная доска используется при развитии элементарных математических представлений, для ознакомления с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте, знакомства с произведениями искусства и т.д. При комплексно-тематическом планировании часто используется прием интерактивных путешествий ("В зимний лес", "Самарский край", "В деревне", «Магазин "Овощи-фрукты"» и др.). Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии. Подготовка одного занятия занимает не более 15-20 мин. "Мы - волшебники!", – можно услышать от детей на занятиях с интерактивной доской. В работе педагоги также активно используют готовые игры с дисков серии "Несерьезные уроки" (разработки компании "Новый диск"). Эти материалы воспитатель может легко встроить их в свою педагогическую разработку, так как они содержат множество заданий и адаптированы для детей дошкольного возраста.
По наблюдению педагогов, у детей повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Несмотря на то, что воспитатели пока не в полном объеме задействуют возможности доски, она помогает детям лучше усваивать новую информацию, способствует повышению динамики воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня наблюдается беспрецедентный акцент на важности и качестве дошкольного образования в целом. Мы также видим, насколько высокую оценку дают использованию интерактивных досок педагоги дошкольного образования. Понятно, что им необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира.
Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сказать, что в новаторских дошкольных образовательных учреждениях тщательно продумывают и анализируют образовательные цели и возможные выгоды от использования интерактивной доски в процесс обучения, игры и развития детей.

Библиографический список

1. Руденко, И.В. К вопросу математического развития детей дошкольного возраста / И.В. Руденко, С.А. Котова // Журн. Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – №1. – С. 129–132.
2. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании / И. Калаш. – М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 177 с.
3. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К.К. Колин // Журн. Открытое образование. – 2006. – № 4 – с.57.
4. Никишина, Т.А. Компьютерные занятия в детском саду / Т.А. Никишина // Журн. Информатика и образование. – 2003. – № 3 – с.88.
5. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314 с.
6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
2020