Актуальные вопросы начального общего образования

Андреева О.Н. Использование технологии кроссенс на внеклассных мероприятиях в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Цель: Продемонстрировать использование технологии кроссенс на занятиях как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию я хочу представить мастер - класс по теме: «Использование технологии кроссенс на уроках в начальной школе"

- Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"

- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей практике? (Ответы).

В настоящее время учитель постоянно ищет новые технологии и методы для вовлечения детей в увлекательный мир познаний. Этого и требует ФГОС. Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её.

- Скажите пожалуйста какого цвета бумага?

- Какого цвета снег?

-Что пьет корова?

Вы ответили правильно, а дети могут ответить молоко. Потому что возникает ассоциация с белым цветом. А у коровы белого цвета молоко. - С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»?

- Что же такое "Кроссенс"?

Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

С кроссенсом я познакомилась, когда готовилась к классному часу и в просторах интернета нашла игру «Где логика?». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

- Как связаны эти картинки? Геркулес овсяная каша и из пшеницы тоже делают кашу.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

С помощью данного приема можно «зашифровать» тему занятия. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся. А это значит, помогает формировать все виды универсальных учебных действий. То есть, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начинаем занятие.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Когда друзьям вместе им весело, они поют песни.

4 – Песни обычно поют на День Рождения.

5 – День Рождения бывает и у нашего главного города Йошкар- Ола, или республики Марий Эл, 4 ноября.

6 – На День Рождения дарят подарки.

7– Нашей республике подарили Флаг

8– Подарили Гимн

9 – подарили Герб.

Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

Расшифровываем центральный крест: друг – это тот, кто, поделится улыбкой (Крошка Енот), поможет в трудную минуты (кормушка), с которым можно поиграть (шарик) и который тебя поймёт (мальчик). Вероятно, на уроке речь пойдет о дружбе.

Учитель:

- Достаньте из индивидуального конверта картинки и поле из девяти клеток. Составьте из них кроссенс, воспользовавшись клеем. Картинку с вопросом приклейте в центр поля. Это место для темы сегодняшнего урока, которую вы должны будете разгадать. В первый квадрат, если вы согласны, поставим поезд. Ведь именно на нём мы отправились в путь. Приклейте остальные картинки, объединяя их по смыслу. Найдите совместное решение кроссенса с соседом по парте.

Использование приема кроссенс позволяет учителю показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью, установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами, активизировать знания детей по ранее изученным темам. При разгадывании кроссенса у обучающихся развиваются коммуникативные и регулятивные умения, навык работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.

Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.

Тем, кто будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.

- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите зеленую карточку.

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.

И пусть сегодня каждый выберет свой путь к знанию!

Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще

Спасибо за внимание!

Библиографический список

1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. – Книга 2 Челябинск, ЧТПУ, 2012 – 496 с.

2. Интернет-ресурсы.
2022