Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гавренкова К. В., Марчук М. Ю. К вопросу о формировании интегративных умений при выполнении заданий со связанными видами речевой деятельности (аудирование – письмо)

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Аннотация. В статье рассмотрены вопросы подготовки к выполнению интегративных заданий новых (перспективных) моделей КИМ ОГЭ, ЕГЭ.
Ключевые слова: интегративные умения, аудирование, письмо, чтение, нелинейные тексты, новая модель КИМ
Актуальность. В связи с введением ФГОС ООО и ФГОС СОО наряду с предметными результатами оценки в рамках итоговой аттестации стали подвергаться и метапредметные результаты. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» обсуждались новые подходы и варианты заданий КИМ ОГЭ и ЕГЭ. На базовом уровне представлено интегративное задание аудирование – письменная речь. В модели КИМ ОГЭ-2020, представленном на сайте ФИПИ включено интегративное задание создание связного письменного высказывания заданного объема на основе аудиотекста. В ходе общественного обсуждения эти задания вызвали вопросы у педагогов-практиков, т.е. возникло противоречие между развитием современных мировых тенденций в лингвистическом тестировании и неготовностью массовой школы к данному явлению. Проблема заключается в недостаточном количестве заданий данного плана в большинстве современных УМК, необходимостью значительной языковой и методической подготовки учительского корпуса, страхом перед новым и непривычным.
В методической литературе (схема 1) представлен анализ процесса восприятия, обработки и порождения текста при выполнении интегративных заданий.
Схема 1. Анализ информационных процессов при выполнении интегративных заданий

Первоначальный текст



Аудиотекст/аудирование
графический текст/чтение

Обработка, передача информации
Продуцирование собственного/ вторичного текста


Устный текст/говорение
Письменный текст/письмо







Процессы обработки информации представлены когнитивными процессами (акустико-фонетическая обработка, распознавание слов, грамматико-синтаксический разбор, семантическая обработка (местная и глобальная), прагматический анализ), когнитивными стратегиями (воссоздание, переработка, фомирование, перевод, предположение, фиксация), метакогнитивными стратегиями (подготовка к аудированию, выборочное внимание, целенаправленное внимание, мониторинг понимания, оценка в реальном времени первоначального текста, оценка понимания).
В модели КИМ ОГЭ-2020 представлена следующая формулировка заданий. В заданиях 6-12 предложено прослушать рассказ героя о себе и заполнить таблицу на основе информации из прослушанного текста, при этом необходимо использование 1-2 слов для ответа на каждый вопрос. В задании 13 необходимо изложить содержание прослушанного текста от третьего лица, при этом использовать всю информацию из заданий 6-12. В задании 14 опираясь на прослушанный текст, необходимо ответить на вопросы, характеризующие мнение слушателя по данному тексту. Количество вопросов 3, а объем ответа на каждый из них составляет 3-4 предложения.
Методика выполнения данных заданий (аудирование-письмо) может быть представлена следующим образом:
·          на первом этапе выполняется задание по аудированию, которое задействует когнитивные процессы акустико-фонетической обработки, распознавания слов и семантическую обработку и метакогнитивные стратегии. После двукратного прослушивания необходимо заполнить таблицу с требуемой информацией из аудиотекста. Таким образом, происходит проверка аналитических умений.
·          На втором этапе выполняется задание по письменной передаче (продуцированию текста) аудиотекста по ключевым пунктам заполненной таблицы. Задание задействует когнитивные процессы грамматико-синтаксического разбора, когнитивные стратегии воссоздания, переработки и фиксации. Рекомендуется делать записи сразу после второго прослушивания. Таким образом, данные из таблицы синтезируются в новый текст.
·          На третьем этапе необходимо выработать свое мнение, опираясь на вопросы. Для успешного ответа необходимо увидеть структуру вопроса (специальный/общий, время и др.), вычленить все вопросительные слова (в одном предложение может быть несколько), найти тему, ключевые слова. Задание задействует метакогнитивную стратегию оценки первоначального текста. Таким образом, происходит продуцирование собственного вторичного текста.
В УМК под редакцией М.В. Вербицкой имеются задания данного плана, в том числе они включены в контрольные работы начиная с начальной школы, но количество их недостаточно большое для систематической работы.
Следовательно, было необходимо найти учебно-методические материалы в зарубежной практике. Поиск привел к серии книг автора Л.А. Хилл.
Рассказы предназначены для прослушивания /прочтения и последующего выхода на письменное высказывание. УМК представлен 4 книгами для начинающего, продолжающего и продвинутого уровней. Каждая книга содержит рассказы, приложение и словарь. Методика предполагает 3 режима работы.
1.       Аудирование – говорение. Только у учителя имеется исходный текст. Задача обучающихся прослушать текст и затем ответить на вопросы / пересказать текст. Такой режим лучше использовать в мини-группах или небольших классах.
2.       Аудирование – письмо. Методика работы сходна с предыдущей, только вместо говорения предполагается письменное высказывание. Режим можно использовать в группах с большой наполняемостью.
3.       Чтение – письмо. У каждого обучающегося есть копия текста для чтения, которое ограничено по времени (несколько минут), затем нужно написать по памяти.
Таким образом, для формирования интегративных умений при выполнении заданий со связанными видами речевой деятельности необходимы не только отечественные УМК, но и зарубежные учебные пособия. Для положительного результата работу над формированием таких умений необходимо начинать с начальной школы, продолжая в основной и средней школе.

Библиографический список

1.       Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трубанева Н.Н. Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам/ М.В. Вербицкая и др.// Педагогические измерения. – 2019. – №2. – С. 9–19.
2.       Решетникова О.А. Подходы к оценке метапредметных результатов и креативности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации/ О.А. Решетникова// Педагогические измерения. – 2019. – №2. – С. 5–8.
3.       Anchana R. Is anybody listening? The nature of second language listening in integrated
listening-to-summarize tasks» / R. Anchana, T. Brunfaut / Language Testing. – 2020 – № 1 –
4.       Brunfaut T. Rukthong А. Integrative testing of listening / T. Brunfaut, A. Rukthong //
The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. – 2019 – №12. – p. 1-7.
5.       L.A. Hill Advanced Stories for Reproduction/First Series.- Oxford University Press. - 2008. - 62 p.
2020