НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кузнецова М.М. Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Библиографическое описание:
Кузнецова М.М. Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста является одним из важнейших аспектов их образовательного процесса. Дидактические игры играют ключевую роль в стимулировании сенсорного развития детей, поскольку они позволяют малышам активно использовать все свои чувства для восприятия окружающего мира. В этой статье мы рассмотрим, какие игры способствуют развитию сенсорных навыков у детей и какие принципы следует учитывать при их проведении.

Первоначально, важно понимать, что сенсорное развитие предполагает развитие всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и равновесия. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных навыков, должны быть разнообразными и увлекательными, чтобы привлечь внимание детей и стимулировать их активность.

Одной из самых популярных игр, способствующих сенсорному развитию, является игра "Ощущения". Для проведения этой игры можно использовать специальные коробки или контейнеры, в которые дети будут заглядывать и описывать содержимое с помощью своих ощущений: "Что я вижу?", "Что я слышу?", "Как это пахнет?" и т.д. Эта игра помогает детям развивать остроту своих ощущений и учиться выражать свои впечатления словами.

Еще одной популярной дидактической игрой, способствующей сенсорному развитию, является игра "Осязание". В рамках этой игры дети могут находить предметы различных текстур, такие как гладкие, шероховатые, мягкие и т.д., и описывать свои ощущения при их касании. Это помогает развивать тактильные навыки у детей и обогащать их словарный запас.

Давайте построим урок по развитию сенсорики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

1. Определение целей урока.

Цель: развивать сенсорное восприятие детей через дидактические игры.

2. Подготовка материалов и ресурсов:

- Различные текстуры (шерсть, бумага, пластелин и т.д.);

- Разноцветные и различной формы предметы (кубики, пуговицы, мячи и т.д.);

- Музыкальные инструменты (бубен, колокольчики и т.д.);

- Карточки с заданиями для детей;

- Презентация о сенсорном развитии.

3. Планирование структуры урока:

- Введение: объяснение целей урока и активизация интереса детей к сенсорному развитию через дидактические игры;

- Основная часть: проведение дидактических игр, направленных на развитие сенсорики и моторики;

- Заключение: обобщение основных выводов и задание на домашнее задание.

4. Активизация интереса:

- Проведите небольшую беседу с детьми о том, что такое сенсорное развитие и почему это важно для них.

5. Проведение дидактических игр:

- Игра "Ощупай и угадай": дети по очереди ощупывают предметы различных текстур, закрытыми глазами, и пытаются угадать, что это за предмет.

- Игра "Музыкальное путешествие": дети играют на музыкальных инструментах, под музыку меняют темп и ритм движения.

- Игра "Собери картинку": дети собирают из разноцветных и разноформенных предметов картинку на заданную тему.

6. Заключительное обобщение:

- Обобщите основные выводы урока, подведите итоги игр, задайте вопросы о том, что дети узнали нового.

7. Домашнее задание:

- Попросите детей попробовать провести одну из игр из урока дома с родителями или братьями/сестрами.

8. Рефлексия:

- Проведите короткую рефлексию с детьми, спросив их, что им понравилось больше всего на уроке и что было самым интересным.

Таким образом, урок будет построен таким образом, чтобы помочь детям развить свою сенсорную активность через интересные и весёлые дидактические игры.

Однако при проведении дидактических игр для развития сенсорных навыков у детей необходимо учитывать несколько принципов. Во-первых, игры должны быть безопасными и соответствовать возрастным особенностям детей. Во-вторых, они должны быть интересными и увлекательными, чтобы привлечь внимание малышей. И, в-третьих, игры должны быть разнообразными, чтобы обеспечить комплексное развитие всех органов чувств.

Таким образом, дидактические игры играют важную роль в стимулировании сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Правильно организованные игры способствуют развитию всех органов чувств у детей и помогают им лучше понимать окружающий мир. Педагоги и родители должны уделять особое внимание проведению таких игр, поскольку они являются важным компонентом образовательного процесса детей.

Список литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Педагогика, 2012 - 356 с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с.

3. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке // Педагогика. 2011 - №8. - С. 36-42.
2024