Актуальные вопросы дошкольного образования

Савченко М.В. Развитие самостоятельной игровой деятельности дошкольника с использованием маркеров игрового пространства

Библиографическое описание:
Савченко М.В. Развитие самостоятельной игровой деятельности дошкольника с использованием маркеров игрового пространства // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Я.А. Коменский

– Чур, я первый!
– Нет, я первый!
– А я первее!

Знакомые с детства спорные игровые моменты, без которых и играть-то неинтересно. Ведь дошкольники играют всегда, всюду и во всё, так как игра для них является основным видом деятельности и время препровождением.

В игре ребёнок получает бесценный опыт общения, проявляет все свои лучшие качества, фантазирует, воображает, творит. Воспитатель через косвенное руководство детской игрой имеет замечательную возможность обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников и подарить им весь мир. Это не высокие слова, а наша ежедневная действительность. Стержневым решением вопроса обеспечения полноценного развития личности ребенка является внедрение инновационных игровых технологий и организация привлекательного игрового пространства.

Особое внимание я уделяю созданию такой РППС, которая позволит ребёнку овладеть разными формами и видами игры, научиться различать условную и реальную ситуации, овладеть произвольным поведением.

Стараясь конструировать в группе игровые микроцентры, обеспечивающие свободную деятельность детей в соответствии с их желаниями, предрасположенностями, гендерными признаками, я выделяю следующие пространства: функциональное, рабочее и размеренное. Это помогает мальчикам и девочкам объединиться по общим интересам, и находить увлекательное для себя дело.

Роль педагога заключается не только в обеспечении пространства. Немаловажное значение имеет передача игрового опыта. На правах играющего партнёра мне легче всего показывать детям возможности и варианты использования окружающего пространства в различных играх. Я всегда занималась поиском рациональных путей и методов, обеспечивающих поддержку детской инициативы. Наиболее продуктивной формой развития сюжетной игры детей стало применение многофункциональных маркеров игрового пространства.

Универсальные маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, обозначающие ключевые места, в которых разворачиваются замыслы сюжетной игры. Подвижная модель даёт возможность ребенку самостоятельно разворачивать свое игровое поле. Словно по мановению волшебной палочки, может появиться железная дорога, автострада, магазин, полянка или морская гавань. Эстетичные трансформируемые маркеры легко видоизменяются (корабль – машина – домик – самолёт – бассейн), доступны в исполнении и легки в перемещении (пластик, пеноплекс, пенопропилен), удобны в хранении (не занимают много места), соответствуют требованиям СанПин (легко моются, безопасны), делятся на несколько видов (настольные, подиумные, напольные), применимы во всех возрастных группах. Такое многофункциональное нестандартное оборудование по праву востребовано, и занимает ведущее место в организации нашей игровой среды.

Но мне хочется рассказать о макетах-картах, которые наряду с вышеперечисленными достоинствами, обладают рядом преимуществ. Макеты-карты представляют собой плоскость прямоугольной формы 50х35 сантиметров из материала ДВП, раскрашенные с помощью водоэмульсионной фасадной краски и цветных колеров. Количество этих игровых площадок в каждой группе, благодаря заинтересованному участию родителей, около 50.

Полюбившиеся детям уменьшенные предметные образцы пространства хранятся в одном месте, доступны для перемещения, самостоятельного размещения на столах и полу, использования по одному (сюжет сказки, полянка) и нескольких (дорожное движение, собирается как пазлы). Так, на макете-карте «Городские улицы» цветом выделяются дороги, пешеходные переходы, площадки для парков и зданий. Голубой макет может по желанию стать морем для кораблей и лодок, небом для самолётов и воздушных змеев, рекой для рыбок и лягушек, озером для уточек. Зелёный макет превращается в лес, луг, полянку, клумбу, огород. Самый увлекательный процесс – «оживление» простого деревянного цветного полотна в реальную действительность с помощью разнообразного предметного материала, декоративных элементов, в зависимости от игровых замыслов детей. Мальчикам больше всего нравится играть напольными маркерами, такими как: «Город», «Дорога», девочкам – «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Кафе» и др.

Маркеры обладают рядом достоинств:

· легко трансформируются;

· многофункциональны;

· вариативны;

· развивают детскую фантазию и воображение;

· активизируют двигательную активность;

· рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;

· учитывается гендерный подход;

· имеют эстетичный вид;

· занимают мало места при хранении;

· выполнены из относительно недорогих и доступных материалов.

Для игрового взаимодействия дети с удовольствием приносят из дома мелкие игрушки, делятся ими с друзьями.

Перестала существовать проблема: как заинтересовать детей что-либо сделать самостоятельно?

К активной творческой деятельности их побуждает игра вырезать необходимые атрибуты из бумаги, раскрасить человечков, сложить оригами, что-то приклеить, использовать предметы заместители.

Разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения, позволяет каждому ребенку выбрать занятие по интересам в любом центре.

Помимо формирования игровых умений, дети получают прекрасную возможность для коммуникативного общения, а дружеские взаимоотношения между детьми и положительный эмоциональный настрой свидетельствуют о соблюдении условий в ДОО, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.

Библиографический список

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.

2. Савицкая Н. М., Сафонова Л. О., Лаврентьева О. И. Маркеры игрового пространства // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №1. – С. 118-127.
2023-12-12 14:59 2023