Библиографическое описание:
Карачаков Г.Е. Методическая разработка внеурочной деятельности на тему «Хакасия – земля, где я живу» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Класс: 5-7 классы.
Цели: углубить представления детей о Республике Хакасия.
Задачи:
Развивать творческое воображение.
Развивать познавательную сферу учащихся.
Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
1. Беседа о Хакасии.
2. Заочное путешествие с учащимися по знаменательным местам Республики Хакасия.
3. Рассматривание иллюстраций на стенде «Хакасия мой край родной».
4. Рассматривание открыток о «Хакасия».
5. Прослушивание музыки хакасского народа.
Приемы: беседы, художественное слово, игровые задания, рисование.
Словарная работа: мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной курган, океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.
Материалы и оборудование: мультимедиа, гербарий пшеницы, уголь.
Ход занятия:
Звучит музыка «С чего начинается Родина».
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы урок начали с песни «С чего начинается Родина?».
Учащиеся: Мы знаем эту песню. В этой песне говорится, что Родина начинается с учебника букваря, от хороших товарищей, которые живут рядом и от песни что пела мать.
Учитель: Да, ребята. Родина начинается там, где родился человек и живет. И как она называется, где вы живете?
Учащиеся: Республика Хакасия, Бейский район, аал Красный Ключ. район.
(Мультимедиа, открытки о Хакассии).- СЛАЙД
Учитель: Давайте вспомним стихотворения о нашей любимой малой родине Республике Хакасия. Кто прочитает стихотворение о Хакасии.
Учащийся: «Если ты придешь в наши дали, ты степной увидишь океан.
Берегами океана стали цепи Ала-тау и Саян..
По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда.
Енисей серебряный полюбишь, и тасхылы синие от льда»
Учитель: Кто написал это стихотворение?
Учащиеся: Это написал поэт Н.Доможаков.
А сейчас ответьте мне на вопросы:
1.О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы)
2. Почему океан называют степным? (ответ)
3. Почему Енисей называют серебряный? (ответ)
4.Что такое тасхылы? (ответ) СЛАЙД
Учитель: А сколько у нас красивых уголков природы. Гости из разных районов страны любят бывать в нашей республике: в Музее Хуртуйах тас, Республиканском краеведческом музее в г. Абакане и др.
Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них
загадочные каменные стелы (рассматривают картинки, степи). СЛАЙД
Курганы – это далекое прошлое хакасского народа. (древнее захоронение).
Учитель: Где вы видели каменные стелы?
Учащиеся: В Музее Усть-Сос под открытым небом, есть курганы со стелами рядом с нашим аалом Красный Ключ).
Учитель: Где жили раньше народы Хакасии?
Учащиеся: В Юртах. Такая юрта – музей стоит на территории нашей школы.
Учитель: Ребята, я вам хочу немного рассказать о сибирском поэте из Рязани Якове Ивановиче Ерошине, который жил несколько лет в селе Бондарево. Сын бедняка из села Ново-Александрово Рязанской губернии, Иван Ерошин (1894-1965) многое испытал и повидал на своем веку. В 1905-1906 годах был подпаском, в 1907 году с родителями уезжает в Сибирь, но и там их встречает нищета. Не выдержав испытаний, возвращаются в родные края.
В то время, когда поэт жил в Хакасии он много ездит по улусам и записывает народные хакасские песни, сказания, пословицы и поговорки. Он много работает над переводами с хакасского языка.
Из всех местностей Сибири И. Ерошину особенно нравилась Хакасия. Много лет он прожил в селе Бондарево и был знаком с хакасами близких поселений. Поэт занялся изучением жизни, быта и фольклора народов-хакасов. Уехав в Москву, он вспоминает с любовью о Хакасии и о своих друзьях – хакасов. Вы только что ответили, что народы Хакасии жили в юртах. Так вот как пишет И. Ерошин про своих близких друзей – хакасов. Очень интересно звучит стихотворение о Хакасии (1960) написанное на склоне лет в Москве "Давно я не был в дорогом краю".
Хотел бы знать: там юрты или хаты, и жив ли друг из Нижней Киндирлы.
Нет от него ни вести и не писем, мой Сагалаков, дорогой Трофим,
Заходит ли к тебе наш друг, рыбак Анисим?
Где он живет, что стало ныне с ним?
Мне не забыть на берегу Уйбата твой ветхий дом и котелок ухи.
Учитель: Что вы узнали из этого стихотворения?
Учащиеся: Поэт пишет, что он хочет сказать еще раз увидеть «дорогой ему край» Хакасию, вспоминает своих друзей Сагалакова Трофима и Анисима, с кем ходил на рыбалку на реку Уйбат. Интересуется, что хакасы, где живут в юртах или хатах. Значит, в то время хакасы еще жили в юртах.
Учитель: Про красоту Хакасии пишут много, изучают ее недра, богатства, традиции гостеприимства, обычаи и культуру.
На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала. Наши деревья растут в Хакасии.
Учитель: Назовите деревья, которые окружают нашу малую родину?
Учащиеся: В нашем лесу растут березы, тополя, осины, пихта, сосны, кедры, вербы, черемуха, ель и мн. др. СЛАЙД
Релаксационная пауза
Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу, дует ласковый ветерок, который приносит запах деревьев. Мы только любуемся красотой леса, тайги и их богатством, потому что мы гости в этом пространстве и здесь есть свои законы и хозяева.
Учитель: А знаете вы, что охотники-хакасы пользовались специальным языком при разговоре с хозяином тайги "апсах", с горными духами. При охоте они много не брали, а выпрашивали столько, сколько им необходимо для жизни. В тайге вели себя спокойно, уважительно относились к ее хозяевам, духам, осуждали жадность. Природа для хакасского народа по сей день не стала чужой. Но все же, в настоящее время природа нуждается в защите. Отсутствие разумного отношения с ней приводит к тому, что самое красивое, могучее, совершенное погибает в первую очередь. Послушайте, стихотворение "В защиту кедра" В. Майнашева для обсуждения, потому что кедр является самым дорогим драгоценным богатством Республики Хакасия. С болью в сердце, с непреходящей грустью рассказывает поэт о том, как исчезает гордость Хакасии – бесценные кедры, как безжалостный топор превращает в "покойников" исполинские деревья.
За окном тяжелые машины,
День и ночь гудят они, гудят.
У подножья Карлыгана ныне
Началось сражение говорят
Там, где по медвежьим темным дебрям
Промышляли деды с давних пор –
Над сибирским, нашим чудо-кедром
Занесен безжалостный топор.
Знаю я (но мне отнюдь не легче):
Древесина всей стране нужна,
Но мелеют и скудеют речки –
И Аскиз, и светлая Ниня.
Не с того ль лесные птицы, звери
Разлюбили свой родимый край
И уходят навсегда, без веры
Знаменитый соболь и марал?
И гляжу в окно я беспокойно
Да, такие, брат у нас дела.
День и ночь провозят, как "покойников"
Кедров исполинские тела.
Учитель: О чем это стихотворение?
Учащиеся: Природа страдает от общества, которые уничтожают нашу тайгу, что смотреть на нее жалко. Отношение к природе должно быть справедливым, уважительным. Из нашей тайги тоже вывозят древесину и до кедра дошли. Исчезает таежная красота Республики Хакасия под безжалостным «топором».
Учитель: Ребята, вы хорошо отметили, что природу – красоту Хакасии нужно охранять.
Учитель: Чем еще богата наша республика?
Учащиеся: В нашей Хакасии находится много полезных ископаемых: черный уголь, золото, мрамор и др..
Учитель: Ребята, еще в Республике Хакасия также добывают медь, кобальт, титан, молибден, серебро, цинк, свинец, вольфрам и высококачественный саяногорский мрамор, как вы отметили. В соседнем Аскизском районе – в деревне База добывают золото. Открыто месторождение добычи каменного угля в Бейском районе в Чалпанах, Майрыхский. Древний медный рудник находился на Чалбыйах Хайа, который находиться в трех-четырех километрах от аала Красный Ключ, недалеко от села Бондарево и Малый Монок. Первые сведения об этом руднике и месторождении меди, которые содержатся в геологических документах 1933 года.
Учитель: Ребята, скажите интересно было узнать, что недалеко от нашей деревни тоже добывали полезные ископаемые?
Учащиеся: Да. Оказывается в Республике Хакасия много полезных ископаемых.
Рефлексия:
- Что мы узнали нового о нашей Хакасии?
- Хотелось бы еще раз вернуться к теме о Республике Хакасия?
- О чем бы хотелось еще узнать о нашей любимой Хакасии?
- Как можно решить проблему исчезновения кедра и пушистых зверей, о которых пишет в стихотворении В. Майнашев «В защиту кедра».
Учитель: Ребята, сегодня мы многое узнали о нашей Республике Хакасия. Но она богата также и своими людьми, которые оставили после себя неисчезаемые следы. Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых выделяются народные игры.
Сейчас мы с вами вспомним и поиграем в игру «Медведь и пень» -это игра хакасскаского народа. Ребята все выстраиваемся по одному в ряд, каждый держится за подол предыдущего. Первой стоит матка, перед ней – медведь, который просит от матки одного плешивого ребенка. При игре «аба - токпес» матка отказывается давать ребенка, тогда медведь набрасывается на задних игроков, стараясь схватить ребят, стоящих в хвосте. Игра продолжается до тех пор, пока медведь не «съест» всех детей, если нет, то он остается побежденным.
Рефлексия, домашнее задание.
Подведение итогов урока: «Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали много о красоте наше Республике Хакасия.
- оцените свою работу на уроке?
- какие чувства остались у вас на душе?
- что нового узнали о Хакасии?
- что получалось на уроке лучше всего?
- над чем необходимо вам поработать на следующем занятии?
Ставит домашнее задание.
Библиографический список:
1. Доможаков Н.Е. Избранное: стихи. – Абакан, 2012. – 203 с.
2. Ерошин И.Е. Утренний привет: Стихи. — М.: Сов. писатель, 1956. — 175 с.
3. Майнашев Валерий Гаврилович // Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. - Абакан, 1997. - С. 54-55. - На рус. и хакас. яз.
4. Сунчугашев Я.И. Древнейшие рудники и памятники ранней металлургии в Хакасско-Минусинской котловине: эпоха бронзы и раннего железа. — М., 1975.
Карачаков Г.Е. Методическая разработка внеурочной деятельности на тему «Хакасия – земля, где я живу» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
Класс: 5-7 классы.
Цели: углубить представления детей о Республике Хакасия.
Задачи:
Развивать творческое воображение.
Развивать познавательную сферу учащихся.
Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
1. Беседа о Хакасии.
2. Заочное путешествие с учащимися по знаменательным местам Республики Хакасия.
3. Рассматривание иллюстраций на стенде «Хакасия мой край родной».
4. Рассматривание открыток о «Хакасия».
5. Прослушивание музыки хакасского народа.
Приемы: беседы, художественное слово, игровые задания, рисование.
Словарная работа: мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной курган, океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.
Материалы и оборудование: мультимедиа, гербарий пшеницы, уголь.
Ход занятия:
Звучит музыка «С чего начинается Родина».
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы урок начали с песни «С чего начинается Родина?».
Учащиеся: Мы знаем эту песню. В этой песне говорится, что Родина начинается с учебника букваря, от хороших товарищей, которые живут рядом и от песни что пела мать.
Учитель: Да, ребята. Родина начинается там, где родился человек и живет. И как она называется, где вы живете?
Учащиеся: Республика Хакасия, Бейский район, аал Красный Ключ. район.
(Мультимедиа, открытки о Хакассии).- СЛАЙД
Учитель: Давайте вспомним стихотворения о нашей любимой малой родине Республике Хакасия. Кто прочитает стихотворение о Хакасии.
Учащийся: «Если ты придешь в наши дали, ты степной увидишь океан.
Берегами океана стали цепи Ала-тау и Саян..
По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда.
Енисей серебряный полюбишь, и тасхылы синие от льда»
Учитель: Кто написал это стихотворение?
Учащиеся: Это написал поэт Н.Доможаков.
А сейчас ответьте мне на вопросы:
1.О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы)
2. Почему океан называют степным? (ответ)
3. Почему Енисей называют серебряный? (ответ)
4.Что такое тасхылы? (ответ) СЛАЙД
Учитель: А сколько у нас красивых уголков природы. Гости из разных районов страны любят бывать в нашей республике: в Музее Хуртуйах тас, Республиканском краеведческом музее в г. Абакане и др.
Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них
загадочные каменные стелы (рассматривают картинки, степи). СЛАЙД
Курганы – это далекое прошлое хакасского народа. (древнее захоронение).
Учитель: Где вы видели каменные стелы?
Учащиеся: В Музее Усть-Сос под открытым небом, есть курганы со стелами рядом с нашим аалом Красный Ключ).
Учитель: Где жили раньше народы Хакасии?
Учащиеся: В Юртах. Такая юрта – музей стоит на территории нашей школы.
Учитель: Ребята, я вам хочу немного рассказать о сибирском поэте из Рязани Якове Ивановиче Ерошине, который жил несколько лет в селе Бондарево. Сын бедняка из села Ново-Александрово Рязанской губернии, Иван Ерошин (1894-1965) многое испытал и повидал на своем веку. В 1905-1906 годах был подпаском, в 1907 году с родителями уезжает в Сибирь, но и там их встречает нищета. Не выдержав испытаний, возвращаются в родные края.
В то время, когда поэт жил в Хакасии он много ездит по улусам и записывает народные хакасские песни, сказания, пословицы и поговорки. Он много работает над переводами с хакасского языка.
Из всех местностей Сибири И. Ерошину особенно нравилась Хакасия. Много лет он прожил в селе Бондарево и был знаком с хакасами близких поселений. Поэт занялся изучением жизни, быта и фольклора народов-хакасов. Уехав в Москву, он вспоминает с любовью о Хакасии и о своих друзьях – хакасов. Вы только что ответили, что народы Хакасии жили в юртах. Так вот как пишет И. Ерошин про своих близких друзей – хакасов. Очень интересно звучит стихотворение о Хакасии (1960) написанное на склоне лет в Москве "Давно я не был в дорогом краю".
Хотел бы знать: там юрты или хаты, и жив ли друг из Нижней Киндирлы.
Нет от него ни вести и не писем, мой Сагалаков, дорогой Трофим,
Заходит ли к тебе наш друг, рыбак Анисим?
Где он живет, что стало ныне с ним?
Мне не забыть на берегу Уйбата твой ветхий дом и котелок ухи.
Учитель: Что вы узнали из этого стихотворения?
Учащиеся: Поэт пишет, что он хочет сказать еще раз увидеть «дорогой ему край» Хакасию, вспоминает своих друзей Сагалакова Трофима и Анисима, с кем ходил на рыбалку на реку Уйбат. Интересуется, что хакасы, где живут в юртах или хатах. Значит, в то время хакасы еще жили в юртах.
Учитель: Про красоту Хакасии пишут много, изучают ее недра, богатства, традиции гостеприимства, обычаи и культуру.
На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала. Наши деревья растут в Хакасии.
Учитель: Назовите деревья, которые окружают нашу малую родину?
Учащиеся: В нашем лесу растут березы, тополя, осины, пихта, сосны, кедры, вербы, черемуха, ель и мн. др. СЛАЙД
Релаксационная пауза
Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу, дует ласковый ветерок, который приносит запах деревьев. Мы только любуемся красотой леса, тайги и их богатством, потому что мы гости в этом пространстве и здесь есть свои законы и хозяева.
Учитель: А знаете вы, что охотники-хакасы пользовались специальным языком при разговоре с хозяином тайги "апсах", с горными духами. При охоте они много не брали, а выпрашивали столько, сколько им необходимо для жизни. В тайге вели себя спокойно, уважительно относились к ее хозяевам, духам, осуждали жадность. Природа для хакасского народа по сей день не стала чужой. Но все же, в настоящее время природа нуждается в защите. Отсутствие разумного отношения с ней приводит к тому, что самое красивое, могучее, совершенное погибает в первую очередь. Послушайте, стихотворение "В защиту кедра" В. Майнашева для обсуждения, потому что кедр является самым дорогим драгоценным богатством Республики Хакасия. С болью в сердце, с непреходящей грустью рассказывает поэт о том, как исчезает гордость Хакасии – бесценные кедры, как безжалостный топор превращает в "покойников" исполинские деревья.
За окном тяжелые машины,
День и ночь гудят они, гудят.
У подножья Карлыгана ныне
Началось сражение говорят
Там, где по медвежьим темным дебрям
Промышляли деды с давних пор –
Над сибирским, нашим чудо-кедром
Занесен безжалостный топор.
Знаю я (но мне отнюдь не легче):
Древесина всей стране нужна,
Но мелеют и скудеют речки –
И Аскиз, и светлая Ниня.
Не с того ль лесные птицы, звери
Разлюбили свой родимый край
И уходят навсегда, без веры
Знаменитый соболь и марал?
И гляжу в окно я беспокойно
Да, такие, брат у нас дела.
День и ночь провозят, как "покойников"
Кедров исполинские тела.
Учитель: О чем это стихотворение?
Учащиеся: Природа страдает от общества, которые уничтожают нашу тайгу, что смотреть на нее жалко. Отношение к природе должно быть справедливым, уважительным. Из нашей тайги тоже вывозят древесину и до кедра дошли. Исчезает таежная красота Республики Хакасия под безжалостным «топором».
Учитель: Ребята, вы хорошо отметили, что природу – красоту Хакасии нужно охранять.
Учитель: Чем еще богата наша республика?
Учащиеся: В нашей Хакасии находится много полезных ископаемых: черный уголь, золото, мрамор и др..
Учитель: Ребята, еще в Республике Хакасия также добывают медь, кобальт, титан, молибден, серебро, цинк, свинец, вольфрам и высококачественный саяногорский мрамор, как вы отметили. В соседнем Аскизском районе – в деревне База добывают золото. Открыто месторождение добычи каменного угля в Бейском районе в Чалпанах, Майрыхский. Древний медный рудник находился на Чалбыйах Хайа, который находиться в трех-четырех километрах от аала Красный Ключ, недалеко от села Бондарево и Малый Монок. Первые сведения об этом руднике и месторождении меди, которые содержатся в геологических документах 1933 года.
Учитель: Ребята, скажите интересно было узнать, что недалеко от нашей деревни тоже добывали полезные ископаемые?
Учащиеся: Да. Оказывается в Республике Хакасия много полезных ископаемых.
Рефлексия:
- Что мы узнали нового о нашей Хакасии?
- Хотелось бы еще раз вернуться к теме о Республике Хакасия?
- О чем бы хотелось еще узнать о нашей любимой Хакасии?
- Как можно решить проблему исчезновения кедра и пушистых зверей, о которых пишет в стихотворении В. Майнашев «В защиту кедра».
Учитель: Ребята, сегодня мы многое узнали о нашей Республике Хакасия. Но она богата также и своими людьми, которые оставили после себя неисчезаемые следы. Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых выделяются народные игры.
Сейчас мы с вами вспомним и поиграем в игру «Медведь и пень» -это игра хакасскаского народа. Ребята все выстраиваемся по одному в ряд, каждый держится за подол предыдущего. Первой стоит матка, перед ней – медведь, который просит от матки одного плешивого ребенка. При игре «аба - токпес» матка отказывается давать ребенка, тогда медведь набрасывается на задних игроков, стараясь схватить ребят, стоящих в хвосте. Игра продолжается до тех пор, пока медведь не «съест» всех детей, если нет, то он остается побежденным.
Рефлексия, домашнее задание.
Подведение итогов урока: «Итак, ребята, сегодня на уроке мы узнали много о красоте наше Республике Хакасия.
- оцените свою работу на уроке?
- какие чувства остались у вас на душе?
- что нового узнали о Хакасии?
- что получалось на уроке лучше всего?
- над чем необходимо вам поработать на следующем занятии?
Ставит домашнее задание.
Библиографический список:
1. Доможаков Н.Е. Избранное: стихи. – Абакан, 2012. – 203 с.
2. Ерошин И.Е. Утренний привет: Стихи. — М.: Сов. писатель, 1956. — 175 с.
3. Майнашев Валерий Гаврилович // Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. - Абакан, 1997. - С. 54-55. - На рус. и хакас. яз.
4. Сунчугашев Я.И. Древнейшие рудники и памятники ранней металлургии в Хакасско-Минусинской котловине: эпоха бронзы и раннего железа. — М., 1975.