Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Солдатенкова С.В. Индивидуальный подход к работе с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, в урочной деятельности по физической культуре

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Практика показывает, что организация работы специальных медицинских групп (СМГ) в школах пока серьезно отстает от требований времени. Это связано с тем, что процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Если физические упражнения здоровых детей, подростков и юношества основаны на единой, общей для всех учащихся методике, то занятия в СМГ должны строиться по совершенно иным методикам. Глубокие отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развивающихся под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного подхода к проводимым занятиям. Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья. Отечественная система физического воспитания, у истоков которой стояли такие блестящие врачи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко, задумывалась о средстве укрепления здоровья, гармонического физического развития и приобретения полезных навыков и умений, необходимых в жизни, трудовой и военной деятельности. На I Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке в 1919 г. в числе важнейших рассматривались вопросы физического воспитания детей и молодежи. В структуру системы физического воспитания были включены возрастные ступени, связанные с известными на момент их разработки возрастными особенностями развития. Созданная многими поколениями отечественных ученых и педагогов советская система физического воспитания была образцом для подражания в зарубежных странах, в том числе всей Восточной Европы. Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Прежде всего, это – оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм. Дифференцированным должен быть подход и к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом. В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях. В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке. На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспособности, укрепление защитных сил организма. Основной критерий для включения учащегося в СМГ
(специальная медицинская группа) – установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания). К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями. В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и другие). Деление на подгруппы позволяет определить режим занятий. При этом наиболее доступным критерием в отборе соответствующих нагрузок является пульсовой режим. В случаях особенно выраженных нарушений функций опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушений здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования. Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки. Для повышения эффективности занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах, которые комплектуются по характеру заболевания: сердечно-сосудистой системы; эндокринной системы; пищеварительной, эндокринной систем и нарушения обменных процессов; позвоночника и опорно-двигательного аппарата; органов зрения и слуха; мочевыделительной системы; ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и другие). Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции.
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
1. укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
2. улучшение показателей физического развития; 3.Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
4. постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
5. закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
6. воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
7.Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;
8. обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
9. соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы. Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; На уроках СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей. Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом. Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть. Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении мышечной структуры организма. Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия. Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода. Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:– гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами; – легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину; – лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя); Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (А или Б), аттестовываются по результатам выполнения письменных домашних заданий. Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой. Отметка за четверть, полугодие выставляется с учетом теоретических занятий, а также с учетом старания и прилежания. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками. Так как в аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре, то отметка выставляется учащимся в журналы за каждую четверть (полугодие), год. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.
Библиографический список
Апанасенко Г.В. Физическое развитие детей и подростков - Киев: Здоровье, 1985
Аухадеев Э.И., Галлеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах-М: Высшая школа, 1986
Бажуков С.М. Здоровье детей-общая забота.- М: Физкультура и спорт, 2010
Валеология. Здоровый образ жизни/.предисл. Н.А.Агаджанян- М: Просвещение, 2002
Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – Знание, 1983
Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск: Полымя, 1987
Лечебная физическая культура.-3 изд.М.:-2004
Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой: Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/13
Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. – М: - Знание, 1986
Организация занятий по физической культуре с учащимися специальной медицинской группы /Авт.-сост. Л.М. Певицына. Ростов н/Д.6 Изд-во РО ИПК и ПРО, 2005
Сафронова Г.Б. Движение – залог здоровья.- М: Знание, 1980
Чесноков Н.Н., Красников А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие М.: СпортАкадемПресс, 2002
svtl_vas@mail/ru 8(912)1558566 мобильный
2018