Библиографическое описание:
Лунёва О.С. Лингвистическая разминка как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют кардинально новые требования к организации учебного занятия. Меняется не только роль преподавателя и обучающегося, но и структура урока. Одним из важных этапов современного урока является мотивация. Этот этап помогает создать условия для возникновения у обучающегося желания осуществлять учебную деятельность, проявить познавательную активность. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», – утверждал А. Франс. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Обучающиеся должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть её решить. Этому способствует применение лингвистической разминки. Она развивает внимание, память, логическое мышление, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала и показать обучающимся, насколько интересным и увлекательным может быть познание русского языка.
Лингвистическая разминка представляет собой определенный набор лингвистических заданий, которые занимают всего 3–5 минут, но позволяют активизировать внимание обучающихся, мотивируют на продуктивную работу на уроке. Чередование различных видов и форм лингвистических разминок позволяет существенно повысить работоспособность класса. Занимательность, игровой элемент не должны отвлекать от главного – изучения конкретной темы урока. Они органично включаются в материал урока. Лингвистическая разминка на уроке русского языка проводится в следующих формах:
– мотивирующей фразы и элемента лингвистического анализа (разбор, объяснение орфограмм, пунктограмм);
– загадки, приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Возможны различные варианты проведения лингвистических разминок. Мотивирующие фразы и элементы лингвистического анализа помогают создать условия для познавательной деятельности. Фраза не только нацеливает на продуктивную работу на уроке, расширяет кругозор, но и способствует формированию предметных результатов. Удачно подобранная фраза поможет актуализировать изученный материал, создать проблемную ситуацию и вывести на тему урока. Многие фразы принадлежат известным личностям (А.В. Суворову, М.И. Кутузову, М.В. Ломоносову, С.П. Королёву, Л. Ландау). Пропущенные во фразах орфограммы, знаки препинания, задания на разбор слова или предложения помогают отработать определённые правила и закрепить предметное содержание. Многие фразы подбираются исходя из темы урока. Например, такие:
– Величайшее испытание мужества человека – потерпеть поражение и не пасть духом (не отчаяться). Сегодня на уроке я желаю вам не отчаиваться и не падать духом.
– Лучший способ изучить что-то – это открыть самому.
– Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно.
– Урок – это 2700 секунд, из которых каждая важна и, несомненно, даёт возможность быть развитым и интеллектуально подкованным в изучении русского языка.
Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех. Знания делают человека сильнее (3) всех.
– Пр_обретать знания – храбрость,
Пр_умножать их – мудрость, а умело
Пр_менять – высшее искусство!
– А.В. Суворов говорил: «Тяжело в учении – легко в бою».
– Сергей Павлович Королёв говорил: «Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!».
– …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» Ричард Бах
– Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б. Пастернак.)
Именно с этих слов я хочу начать данный урок. А в чём мы будем доходить до самой сути, мы попробуем сейчас определить.
Использование интеллектуальных лингвистических игр (ребусы, загадки, шарады, задачи, кроссенсы) на разных этапах делает урок эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету.При целенаправленной подготовительной работе обучающиеся успешно справляются с такими заданиями. Все, что вызывает интерес, безусловно, стимулирует на выполнение заданий и повышает мотивацию.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. Важным является наглядность. Это может быть как презентация, так и любые интерактивные сервисы, в которых легко можно создать разные лингвистические упражнения. Правильное использование наглядности на уроке способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Многие сложные вещи запоминаются достаточно легко, если они представлены в увлекательной форме. Использование на уроках русского языка лингвистической разминки способствует эффективному формированию языковых и коммуникативных компетенций обучающихся, развитию творческих способностей, а также проявлению интереса к русскому языку как предмету. Лингвистическая разминка позволяет решать одну из важных задач педагога – повысить уровень мотивации обучающихся и, как следствие, добиться большей эффективности урока.
Список литературы
1. Брыткова Е.И. Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://brytkowa.jimdofree.com/приемы-мотивации-на-уроках-русского-языка/
2. Гин. А. Приемы педагогических техник. – М.: «Вита-пресс», 2012.
3. Емельянова Н.С. Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/razvitie-motivatsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-metodicheskij-instrumentarij/
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
Лунёва О.С. Лингвистическая разминка как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют кардинально новые требования к организации учебного занятия. Меняется не только роль преподавателя и обучающегося, но и структура урока. Одним из важных этапов современного урока является мотивация. Этот этап помогает создать условия для возникновения у обучающегося желания осуществлять учебную деятельность, проявить познавательную активность. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», – утверждал А. Франс. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Обучающиеся должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть её решить. Этому способствует применение лингвистической разминки. Она развивает внимание, память, логическое мышление, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала и показать обучающимся, насколько интересным и увлекательным может быть познание русского языка.
Лингвистическая разминка представляет собой определенный набор лингвистических заданий, которые занимают всего 3–5 минут, но позволяют активизировать внимание обучающихся, мотивируют на продуктивную работу на уроке. Чередование различных видов и форм лингвистических разминок позволяет существенно повысить работоспособность класса. Занимательность, игровой элемент не должны отвлекать от главного – изучения конкретной темы урока. Они органично включаются в материал урока. Лингвистическая разминка на уроке русского языка проводится в следующих формах:
– мотивирующей фразы и элемента лингвистического анализа (разбор, объяснение орфограмм, пунктограмм);
– загадки, приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Возможны различные варианты проведения лингвистических разминок. Мотивирующие фразы и элементы лингвистического анализа помогают создать условия для познавательной деятельности. Фраза не только нацеливает на продуктивную работу на уроке, расширяет кругозор, но и способствует формированию предметных результатов. Удачно подобранная фраза поможет актуализировать изученный материал, создать проблемную ситуацию и вывести на тему урока. Многие фразы принадлежат известным личностям (А.В. Суворову, М.И. Кутузову, М.В. Ломоносову, С.П. Королёву, Л. Ландау). Пропущенные во фразах орфограммы, знаки препинания, задания на разбор слова или предложения помогают отработать определённые правила и закрепить предметное содержание. Многие фразы подбираются исходя из темы урока. Например, такие:
– Величайшее испытание мужества человека – потерпеть поражение и не пасть духом (не отчаяться). Сегодня на уроке я желаю вам не отчаиваться и не падать духом.
– Лучший способ изучить что-то – это открыть самому.
– Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно.
– Урок – это 2700 секунд, из которых каждая важна и, несомненно, даёт возможность быть развитым и интеллектуально подкованным в изучении русского языка.
Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех. Знания делают человека сильнее (3) всех.
– Пр_обретать знания – храбрость,
Пр_умножать их – мудрость, а умело
Пр_менять – высшее искусство!
– А.В. Суворов говорил: «Тяжело в учении – легко в бою».
– Сергей Павлович Королёв говорил: «Имейте в виду, если вы сделаете быстро и плохо, то люди забудут, что вы сделали быстро, и запомнят, что вы сделали плохо. Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!».
– …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» Ричард Бах
– Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б. Пастернак.)
Именно с этих слов я хочу начать данный урок. А в чём мы будем доходить до самой сути, мы попробуем сейчас определить.
Использование интеллектуальных лингвистических игр (ребусы, загадки, шарады, задачи, кроссенсы) на разных этапах делает урок эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету.При целенаправленной подготовительной работе обучающиеся успешно справляются с такими заданиями. Все, что вызывает интерес, безусловно, стимулирует на выполнение заданий и повышает мотивацию.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. Важным является наглядность. Это может быть как презентация, так и любые интерактивные сервисы, в которых легко можно создать разные лингвистические упражнения. Правильное использование наглядности на уроке способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Многие сложные вещи запоминаются достаточно легко, если они представлены в увлекательной форме. Использование на уроках русского языка лингвистической разминки способствует эффективному формированию языковых и коммуникативных компетенций обучающихся, развитию творческих способностей, а также проявлению интереса к русскому языку как предмету. Лингвистическая разминка позволяет решать одну из важных задач педагога – повысить уровень мотивации обучающихся и, как следствие, добиться большей эффективности урока.
Список литературы
1. Брыткова Е.И. Приёмы мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://brytkowa.jimdofree.com/приемы-мотивации-на-уроках-русского-языка/
2. Гин. А. Приемы педагогических техник. – М.: «Вита-пресс», 2012.
3. Емельянова Н.С. Развитие мотивации на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/razvitie-motivatsii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-metodicheskij-instrumentarij/
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.