Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста – важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные технологии, методы и формы работы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни.
· Первым условием формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста является организованная среда в дошкольном образовательном учреждении. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.
· Вторым по важности условием формирования у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.
· Третьим условием формирования у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
· Четвертым условием формирования здорового образа жизни является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей [3].
С целью формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста применяются различные педагогические технологии, рассмотрим некоторые из них:
1) Здоровьесберегающие технологии. Технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду [4].
2) Технология метода проектов. В настоящее время технология метода проектов становится неотъемлемым компонентом системы дошкольного образования в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни. Его суть заключается в стимулировании интереса дошкольников к проблеме сохранения и приумножения собственного здоровья, предполагающим владение знаниями о своем здоровье и через проектную деятельность, позволяющее успешно решать данную проблему. Технология метода проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему формирования здорового образа жизни в результате самостоятельных действий детей, с обязательной презентацией этих результатов.
В практике современных ДОУ с целью формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие [2].
Спецификой взаимодействия с использованием технологии метода проектов в дошкольной практике по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста является то, что педагогу необходимо «наводить» - помогать обнаружить проблему необходимости сохранения и сбережения своего здоровья или даже провоцировать детей на поиск решения данной проблемы, то есть внедрять в совместный проект по формированию основ здорового образа жизни, но при этом очень важно не переусердствовать с помощью и опекой.
Можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов [6].
Таким образом, технология метода проектной деятельности помогает развивать у детей старшего дошкольного возраста осознанное отношение к своему здоровью, а также формировать основы здорового образа жизни.
3) Информационные компьютерные технологии. Для формирования потребности в здоровом образе жизни можно использовать информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет или созданные самостоятельно с помощью программ (Power Point, Windows Media, Microsoft Word). Внедрение ИКТ в процесс формирования основ здорового образа жизни дошкольного образовательного учреждения позволило установить, что использование информационных компьютерных технологий обучения способствует:
· формированию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей; целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни;
· углубленному изучению вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании;
· формированию двигательных умений (моторика рук) [5].
Применение данных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, благодаря чему обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку, формируются положительные мотивации у детей.
Для формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ используются наглядные, словесные и практические методы.
· Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности. Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений, способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности.
· Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и здоровом образе жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы сопровождаются опытами и наблюдениями детей.
· Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей [1].
Педагоги при работе с детьми по данному направлению используют простые, составные и комплексные формы:
· простые формы построены на минимальном количестве методов и средств.
· составные формы строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях.
· комплексные формы используются с целенаправленной подборкой простых и составных форм.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальная форма позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая форма (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание [1].
Итак, положительные результаты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в значительной степени зависят от разнообразия технологий, методов и форм, которые педагог использует в своей работе, и личного примера педагога и родителей.
Таким образом, основными технологиями формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников выступают:
· здоровьесберегающие технологоии;
· технология метода проектов;
· информационные компьютерные технологии.
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в педагогической деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.
В детском саду используются организационные, простые, составные, комплексные, фронтальные, групповые, индивидуальные форм формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Бузунова А. М. Медико-педагогическая оздоровительная работа // Дошкольное воспитание. 2011. №4. С.44-50.
2. Волошина Л. Ю. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. №1. 2004. С.115-122.
3. Пензулаева Л.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. М.: ГНОМ и Д, 2008. 90 с.
4. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2011. 68 с.
5. Филлипова С.А. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. 2009. №4. С. 8-12.
6. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Наука, 2005. 209 с.