НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Воронова Е.В. Воспитание дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Воронова Е.В. Воспитание дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Аннотация: В статье обосновано обращение к теме воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста, рассмотрены причины отрицания современными детьми правил поведения и несоблюдения дисциплины. Автором рассмотрены некоторые педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дисциплинированность, игровая деятельность, старший дошкольный возраст.

Обращение к теме воспитания дисциплинированности обусловлено постоянно возрастающими запросами педагогов детских садов и родителей по устранению проявлений негативного отношения дошкольников к выполнению дисциплинарных правил. Тревога взрослых вполне обоснована, т.к. отсутствие дисциплинированности у детей может отрицательным образом отразиться на дальнейшем обучении в школе.

С чем же связано отрицание норм поведения и несоблюдение дисциплины у современных детей? По наблюдениям психологов и педагогов, большинство современных детей характеризуется ранней интеллектуализацией: они достаточно умны, отличаются хорошей эрудицией, у них наблюдается возросшая потребность в потреблении информации. Вместе с тем, большая часть дошкольников характеризуется повышенной импульсивностью, социальной незрелостью, что, по мнению специалистов, связано с заметным уменьшением запретов в отношении детей со стороны взрослых, поэтому они чувствуют себя свободными, ведут себя слишком раскрепощенно. Замечено также, что современные дети, уже с дошкольного возраста, не выдерживая давления и упреков взрослых, способны активно выражать протесты. А попытки взрослых заставить что-то сделать часто вызывают сопротивление со стороны детей. Это, с точки зрения С.М. Зыряновой, происходит потому, что до сих пор и в детских садах, и в семье дисциплина порой носит авторитарный характер: от ребенка требуют бездумного выполнения требований, он вынужден полностью подчиняться воле взрослых, а за невыполнение требований его часто наказывают. При таком подходе можно сформировать у ребенка дисциплину элементарную, но не сознательную. Он, скорее всего, научится пассивно выполнять требования взрослых, но не будет самостоятельно подчинять свои желания требованиям дисциплины [2].

Что же нужно предпринять для воспитания дисциплинированности, чтобы она стала устойчивой чертой характера ребенка? Сознательное выполнение детьми правил происходит не сразу, начинается оно с самого раннего возраста в семье, если родители начинают приучать ребенка к дисциплине, когда он еще не понимает ее значения. Затем, как отмечает Н.Л. Беляева, постепенно, при создании определенных условий, ребенок начинает понимать требования взрослых, и только потом послушание может привести к сознательному и добровольному проявлению дисциплинированности [1]. Однако, не все родители осознают это, поэтому воспитателям часто приходится сталкиваться с тем, что поступившие в детский сад дети оказываются беспомощными при соблюдении элементарных норм и правил поведения в коллективе, в общественном месте. В связи с этим, возникает необходимость организации тесного сотрудничества с родителями в целях определения единства подходов к воспитанию дисциплинированности дошкольников в условиях ДОО и семьи.

Анализ программ, реализуемых в дошкольных организациях, показал, что нигде отдельно не прописываются задачи воспитания дисциплинированности у детей. Эти задачи решаются косвенным образом в режимных моментах, в ходе образовательной и игровой деятельности, в свободной детской деятельности.

В работе со старшими дошкольниками мы в условиях нашего детского сада разработали ряд мероприятий, направленных на воспитание дисциплинированности. Например, в книжном уголке разместили подборку произведений художественной литературы, в содержании которых отражены проявления дисциплинированности, или наоборот, недисциплинированности («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого; «Праздник непослушания» С. Михалкова; «Как вести себя в детском саду» Г. Шалаевой; «Что делать, если…» Л.В. Петрановской и др.). Родителям также посоветовали дома посмотреть с детьми мультфильмы: из серии «Смешарики» − «Распорядок»; из серии «Барбоскины» − «Режим дня Малыша» и др.

Кроме того, мы проводим с детьми различные игры, содержание которых направлено на: а) освоение правил («Большие пальцы вверх», «Молчу-шепчу-кричу» и др.); б) сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать со сверстниками («Комплименты», «Связующая нить»); в) развитие эмоций («Это я, узнай меня», «Я дарю тебе подарок»). Организуются также настольные игры («Гора спичек» и др.), речевые игры («Якалки», «Да и нет не говорить»), подвижные игры («Беги и собирай», «Найди и промолчи»).

Таким образом, предполагается, что комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у старших дошкольников в условиях детского сада при условии тесного сотрудничества с родителями позволит сформировать у детей признаки сознательного выполнения требований дисциплины.

Список литературы1. Беляева, Н.Л. Педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Беляева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 35–38.

2. Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / С.М. Зырянова, Н.А. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-т, 2011. – 217 с.
2023