Колесникова Т.В. Театрализованная деятельность как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников
Библиографическое описание:
Колесникова Т.В. Театрализованная деятельность как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Если внимательно посмотреть на тему с разных сторон, то можно разбить ее на части: одна из них завораживающее слово «театр», другая – словосочетание, так необходимое в работе современной школы, «функциональная грамотность». Я в своей работе объединила их в целое.
Театр – это искусство взаимодействия. Когда рождается театр? Когда есть какое-то событие. Есть некий исполнитель, есть некое действующее лицо и есть зритель. Когда кто-то из наших учеников стоит у доски переминается, не знает урока, клоуничает, ёрничает, а весь класс начинает хохотать, это уже театр. Это происходит явление театра. А этому явлению 4000 тысячи лет. А мы с вами режиссируем его каждый день.
Театр – это работа, драматургия, рассказ, пьеса, сказка, какая-то история через действующих лиц. Результатом, которой является спектакль. А вот как он рождается?
Ведь самая главная цель все-таки не поставить спектакль, не научиться ставить спектакли с детьми, а научиться взаимодействовать, главная цель – это процесс, в ходе которого, каждый участник мог бы максимально раскрыться.
Занятия в школе, конечно, важны, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным, умеющим быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, способным использовать приобретенные знания для решения жизненных задач. А для этого необходима функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности, поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Термин «функциональная грамотность» означает способность человека использовать приобретенные знания для решения жизненных задач. К сожалению, даже при наличии достаточного уровня образования, можно быть функционально безграмотным, что значительно снижает качество жизни. Функциональная безграмотность делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения окружающих, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.
Ни для кого не секрет, что жизнь каждого ребенка «протекает» в игре. Играть разнообразные роли помогает театральная деятельность. Театр – неисчерпаемый источник познания добра и зла, радости и печали.
Театрализованная деятельность способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой.
Театрализованная деятельность пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, легко заучивают тексты. В игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, проникнуть в его внутренний мир.
Полноценное участие детей в театрализованной игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
Любая роль ставит учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, увеличивается словарный запас.
Театрализованная деятельность активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом, театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах деятельности: песенном, танцевальном, игровом.
Задача же педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.
С помощью театральной деятельности дети преодолевают неуверенность в себе, трудности общения, развивают креативные качества. Это групповая деятельность, обучающая детей коммуникативным способностям, совместному принятию решений, умению вести диалог, выслушать собеседника, оказать поддержку в нужный момент, совместно найти способ решения какой-то проблемы. Дети становятся активными участниками изучения нового материала, приобретают желание делиться своими мыслями, умение слышать других, развиваются, творя и играя. Учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. Это могут быть ситуации поведения в быту, в семейной жизни, в чрезвычайных условиях. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.
Театральное творчество несет в себе большой коллективно-образующий заряд.
Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач: сценических, актерских, оформительских (декорации дети также продумывают и рисуют вместе, как и недостающие детали костюмов) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Следовательно, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.
Поэтому, усиленное внимание к театру в последнее время неслучайно: он позволяет раскрепоститься, создать нечто, что не оставляет других равнодушными. А ещё он создаёт пространство для неформального общения, наполненного общечеловеческими смыслами – подобных пространств так мало у современных детей.
Конечно, театральная деятельность не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашёл «точку удивления» – и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Чудес не бывает. Но системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную рутину в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.
Надо ли говорить о том, сколько эмоций, позитива, интереса и развития вносит в жизнь ребят занятие театральной деятельностью. Дети способны получать огромное удовольствие от игры и импровизации, и именно этого так мало в стандартной школе.
Духовно развитая личность не формируется сама по себе, автоматически. Для этого нужно приложить много усилий. И когда занятия заинтересовывают и ребенка, и педагога, процесс идет гораздо приятнее и легче.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 144с.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 2003. 152 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. 93 с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. М.: Эксмо, 2004. 512с.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. №2. с. 12-15.
6. Климова Т.А., Косинец Е.И., Никитина А.Б. Театральная педагогика в современной школе. Грани мастерства // Искусство. Всё для учителя! 2012. №8. С. 2-6.
7. Никитина А. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования. [Электронный ресурс]: «Учительская газета»Москва №50. 69 с. от 11 декабря 2012 года URL: http://www.ug.ru/archive/49031 (дата обращения: 25.10.2022)