Актуальные вопросы начального общего образования

Долматова А.С. Гуманистический подход к формированию личности современного учителя начальных классов

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


На современном этапе развития отечественного образования учёные выделяют ряд методологических подходов к формированию личности учителя. Они подчёркивают значимость таких подходов как культурологический, аксиологический, компетентностный, системно-деятельностный, гуманистический и др. В совокупности и каждый из них, направлен на гуманизацию образования, развитие и совершенствование личности педагога, его профессионального мастерства и духовно-нравственных качеств.
Так, культурологический подход предполагает «приобщение личности к общечеловеческой культуре, формирование педагогической культуры, самореализацию педагога в культуре…». Культура – суть всего образования. Культурологический подход становится базой обновления современного образования, в том числе в общеобразовательной школе.
Аксиологический (ценностный) подход ориентирует педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в педагогической деятельности. Ценностные ориентации определяют способы поведения и удовлетворения потребностей личности на знания, на труд, на общение и т.д.
Системно-деятельностный подход – в образовании представляет целенаправленную, осознанную и мотивированную активность человека, проявляющуюся в педагогической деятельности. Образовательная деятельность становится атрибутом ученика. Она не ограничивается ЗУНами (содержание образования), а включает также мотивационный, оценочный и другие аспекты обучения.
Компетентностный подход ориентирует на достижение у будущих учителей достаточно высокого качественного уровня знаний, умений и навыков, опыта, информационной осведомлённости для осуществления качественной педагогической деятельности, включая общение субъектов в различных областях и сферах
Гуманистический подход требует ориентации на гуманизм как на мировоззренческую и нравственную основу формирования и развития личности педагога и его воспитанников [1, с..40,58].
Остановимся на характеристике сущности гуманистического подхода и реализации его в школьной практике более подробно. Данное понятие основывается на других родственных ключевых понятиях: «гуманизм», «гуманистическая педагогика», «гуманность», «гуманистическая направленность», «гуманистические отношения» и др. На наш взгляд, одним из важнейших качеств для педагога и его деятельности является - гуманность (лат. – человечный) – «человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям» [2, с. 35]. Гуманность рассматривается учёными как нравственная ценность, которая формируется у современного человека в целостном педагогическом процессе с раннего детства. Основываясь именно на гуманистическом подходе, любви к детям важно развивать духовно-нравственные, гуманистические отношения в педагогических коллективах образовательных учреждений. Любовь к детям, уважение их, чуткость, взаимопонимание между преподавателем и учеником являются важными свойствами личности обучаемых. Они формируются в семье и школе, начиная с первого класса, в процессе обучения и воспитания, так как только на основе добрых отношений к детям учение становится радостным и приятным. Учитель начальных классов, являясь субъектом культуры и морали, формирует гуманистическую направленность школьника, осуществляет такое обновление общества через педагогическую деятельность. Формировать такую направленность учащихся способен учитель, который, реализуя гуманистические ценности во имя и ради нравственного развития школьников, предъявляет им образ человечности, ориентирует тем самым на решение задачи «стать Человеком».
В настоящее время становится очевидным, что решение этой задачи «стать и быть человеком» приводит к осознанию, что гуманистические ценности являются необходимым условием формирования личности современного учителя. С этой точки зрения представляющая теоретический и практический интерес для педагогической науки проблема формирования гуманистической направленности личности будущего учителя становится социально и нравственно значимой Учёные считают (Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А.)что направленность личности учителя, во-первых, есть система его ценностных ориентаций, отражающая и определяющая главные гуманные отношения и позицию педагога к основным сферам материальной и духовной жизни общества, к людям и самому себе. Во-вторых, доказано, что ценности являются как системообразующим началом профессиональной деятельности учителя, так и определяющими содержания направленности учителя. В-третьих, содержание гуманистической направленности учителя образует гуманистические ценности, которые, став мотивом деятельности и общения, имея значимость и для него, и для школьника, реализуются в конкретной деятельности и общении в рамках гуманистического подхода к личности ребенка. В-четвертых, нравственные ценности автоматически не становятся гуманистическими. Слово «гуманистический» означает «направленный на человека», на ученика как ценность, как цель педагогической деятельности, то есть гуманистическими являются ценности ради другого, реализованные в деятельности и общении в рамках гуманистического подхода к личности школьника. Гуманистический подход к личности школьника и создает те отношения, которые определяют В-пятых, было установлено, что содержание гуманистической направленности учителя образует такие ценности, которые регулируют взаимодействие и сотрудничество с детьми на гуманистической основе.
Остановимся подробнее на значимости гуманистического подхода к развитию личности ребёнка и практической деятельности как образца для современного учителя (в первую очередь учителя начальных классов). Среди педагогов-гуманистов, учёных-практиков, которые разработали систему гуманного обучения и воспитания младших школьников мы выделяем В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, И.Д. Демакова и др. ).
Ш.А. Амонашвили в своих работах «Здравствуйте, дети!:», «Как живёте, дети?» писал: «Сердцем гуманной педагогики является сердечное отношение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое. Решение педагогических проблем зависит от качества общения, а не от чего либо другого… Я ставил себе задачу утвердить гуманистические и оптимистические начала педагогики школьной жизни» [3, с. 6]. На основе своего опыта практической деятельности с первоклассниками, он пришёл к убеждению: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребёнка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм» [3, с. 206]. В результате он делает вывод, что всему этому нужно учиться, прежде всего, у самих учеников.
Другой известный педагог В.А. Сухомлинский, задавая вопрос, что самое главное было в его жизни? «без раздумий отвечаю: любовь к детям». В своей книге «Сердце отдаю детям» раскрывает свою систему гуманистического воспитания детей начальных классов, помогая им уверенно входить в особый духовный мир детства. Самым главным успехом своей педагогической деятельности он считал то, что «дети прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть её врагов. Они поняли преобразующую роль труда, прекрасно овладели родной речью, научились 5 вещам: наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом… [4, с. 242].
Таким образом, формирование личности современного учителя и учащихся начальных классов на основе гуманистического подхода становится общественно значимой целью, поскольку гуманизм и гуманистическая направленность педагогической деятельности представляют профессиональные ценности образования и воспитания.
Воспитание гуманной личности ребёнка подразумевает развитии его нравственности - развитие «души». Младший школьник – это целый мир со своими сложностями и радостями, а учитель начальных классов – это, прежде всего, добрый, любящий воспитатель-гуманист, готовый «сердце отдавать детям». Сформировать себя гуманно образованным, компетентным специалистом, способным формировать гуманную личность ученика важнейшая задача педагога.

Библиографический список

1. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография/ Л.К. Гребенкина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – 2-е изд., испр и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
2. Гуманитарный словарь преподавателя гражданского образования. Учебное пособие. / Под общей ред. А.А. Романова, Б.В. Царькова. – М.: Издательство «Пресс-Бюро», 2015. -–176 с.
3. Амонашвили Ш. А.. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 2-е – Харьков.: Комитет по печати. – 1971. – 244 с.
2019