НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Москвичева А.В. Как распознать талант у детей с ОВЗ

Библиографическое описание:
Москвичева А.В. Как распознать талант у детей с ОВЗ // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

В современном мире образования и воспитания одной из главных задач является распознание таланта в детях с ОВЗ. На сегодняшний день эта проблема актуальна во всем мире.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обладать уникальными способностями в творческой деятельности точно так же, как и здоровые дети. Для педагога очень важно распознать талант в любом ребенке и попытаться раскрыть его максимально. А для развития этих способностей у детей с ОВЗ требуется особая помощь.

Нередко случается так, что одаренный ребенок может иметь инвалидность. Американский психолог Дж. Дж. Галлахер в своих трудах таких детей назвал «дважды особенными» [1].

Сточки зрения социализации инвалидов крайне важно, если есть такая возможность, делать их персональные выставки. Во вводном тексте к выставке необходимо писать, что эти работы сделаны инвалидом. Этого не нужно стесняться, часто посетители даже не задумываются о том, что этот художник, выставивший прекрасные пейзажи, держит кисть, зажав её в кулаке, так как пальцы не работают; что он глухонемой. Опять же это важно и для инвалидов, и для всех остальных [2].

При наличии множества вариантов предложений в развитии творческих особенностей, ребенок с ОВЗ имеет возможность выбрать любой из подходящих именно ему видов творчества. Тут важно понимать, как можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свой потенциал возможностей.

Вовлечение детей с ОВЗ в творческую деятельность позволяет продуктивно решать проблемы укрепления, как психоэмоционального состояния, так и преодоления комплекса неполноценности. Это одно из важных условий дающее стимул к развитию талантов и способностей детей с ОВЗ. И поэтому самая главная задача - не упустить творческую энергию этих особенных детей, дать ей возможность воплотиться.

Занятия творческой деятельностью - это начало главного пути, это словно окно для выхода творческой энергии. А результат этой деятельности будет полностью зависеть от тех условий, которые создадут взрослые. Именно поэтому нужно помочь раскрыться ребенку с ограниченными возможностями здоровья, чтобы он не чувствовал себя особым среди всех, а был свободным в своем творчестве, смог раскрепоститься и полностью раскрыться. Помочь стремится к красивому, доброму и лучшему.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание и поддержка. Творчество дает им реальную возможность выбора в развитии личности, что далее обеспечивает ему ситуацию успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой ребенок.

Занятия творчеством значительно осложняется в силу особенностей данной категории: недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Разнообразие форм работы позволяет использовать различные формы и средства творческого развития. Выбор технологий, а также их сочетание зависят главным образом от содержания той работы, которую проводит взрослый. Многие педагоги согласятся, что, используя особые методы и подходы, однозначно можно помочь раскрыть творческий талант и одаренность детей с ОВЗ.

В последнее время организуется много конкурсов, фестивалей, выставок в которые привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию. Эти мероприятия так направлены на выявление творческих способностей у детей инвалидов. Такие конкурсы и выставки развивают индивидуальные особенности самого ребенка, укрепляют веру в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, дают уверенность в творчестве.

С 1975 года существует Всемирный совет, который является одним из важных международных организаций. Он направлен на поддержку одаренных и талантливых детей во всем мире.

Как все дети, одаренные сталкиваются с целым рядом жизненных трудностей, плюс к этому испытывают некоторые только им свойственные проблемы. Среди этих проблем такие, как непонимание их сверстниками, учителями, родителями; трудности в постановке целей в обучении и в выборе профессии. Если эти трудности не разрешаются, то появляется чувство собственной ненужности, формируется отрицательная Я-концепция, обостряются взаимоотношения с окружающими, исчезают достижения в учебе [3].

Очень важным аспектом является оказывать положительную поддержку, чаще реагировать похвалой даже на малейшее достижение ребенка. Иногда, дети данной категории очень болезненно реагируют на критику, поэтому не желательно использовать этот метод воздействия. Не надо сравнивать ребёнка с другими детьми, которые более успешны в своем творчестве. Правильным будет не указать ребенку на его ошибку, а объяснить, почему не получилось на этот раз и убедить в том, что в следующий раз у него все обязательно получится.

Так же немало важно привлекать к этому процессу самих родителей детей с ОВЗ. Ведь именно самым близким людям в жизни дети доверяют больше всего. А если мама и остальные члены семьи, сами научатся видеть талант у своего ребенка, это в первую очередь создаст психологическую платформу уже для дальнейшего пути развития. Находясь дома, часто такие дети ограничены от многого. Многие родители боятся, что ребенок испачкается, что-то уронит, разольет, нарисует не там, где положено и т.п. Педагоги, в свою очередь, обязаны помочь, подсказать родителям правильные методы взаимодействия с такими детьми. Важно донести до родителей, что их ребенок талантлив и у него есть все шансы развивать свой талант дальше.

Библиографический список

1. Поескова Г.И. «Дважды особенные» одаренные дети: практика инклюзивного обучения в США // Молодой ученый. [Электронный ресурс] – 2012. – №10. – С. 371–374.

2. Творчество инвалидов - неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18.09.11. М., 2011. [Электронный ресурс]

3. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова — М.: ИП РАН; 2000 г. – 128 с.
2024