НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Булыгина Е. Л., Берестнева В. В. Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Именно в дошкольном возрасте происходит становления личности. В этот период дети получают первые знания об окружающей жизни, у детей формируются определенные отношения к друг другу, к людям, к труду, формируются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер. Известно, что ведущий вид деятельности дошкольников – игровая деятельность, именно в процессе игры у детей развиваются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Через игровую деятельность дошкольники приобретают общественный опыт. В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются все стороны личности, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Этим и объясняются огромные воспитательные возможности игровой деятельности, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особую значимость в дошкольном возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют сюжетно-ролевыми или творческими играми. Играя в эти игры, дети дошкольного возраста отображают в ролях все что они видят и замечают вокруг себя в своей жизни и деятельности взрослых. Что же дает право называть игру творческой? Игра - отображение жизнедеятельности. Здесь все происходит в условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих детей всегда реальны, их чувства и эмоции настоящие, искренние, в процессе игры дети по настоящему переживают определенные события. В игре ребенок осознает, что кукла Маша и зайка – всего лишь игрушки, но воспринимает их как живых, осознает, что он не реальный машинист или стюардесса, но ведет себя, как будто он управляет настоящей машиной, отважной стюардессой. Ребята способны подражать взрослым в игре, потому что у дошкольников в этом возрасте развито воображение. Дети в игре в этом возрасте способны соединять различные впечатления из жизни с приобретенным личным опытом. Дети способны проявлять свое творчество в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Какая же выдумка требуется детям, чтобы придумать, в какое путешествие отправиться сегодня или какой соорудить самолет или корабль, какое для этого подготовить оборудование! Именно в игре дошкольники одновременно выступают как стилисты, декораторы, актеры. В процессе игры дошкольники не могут удерживать свой замысел, не готовы долго удерживать определенную роль, как актеры. Играющие дети в игре могут выражать свои мечты или стремления, чувства или мысли, которые присущи им в этот момент. Поэтому можно считать, что детская игра – это всегда импровизация.
Итак, дружелюбные отношения в группе детей дошкольного возраста – это отношения, в которых проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия.
Быть дружелюбным – это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят) делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.
Часто можно наблюдать как дети долго и увлеченно что-нибудь мастерят, готовясь к какой либо игре в каком-нибудь образе: продавцы оборудуют витрины магазина, строители готовят инструмент, моряки строят корабль, врачи и медсестры оборудуют больницу. Всегда в реальную работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый колпак и халатик, чтобы лечить мишку, ребенок превращается в доктора, а, строя замок, становится строителем. Через игру у детей формируются моральные качества, чувство ответственности перед детским коллективом, коллективизма и дружбы, дети учатся согласовывать между собой цели. Часто возникает вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру. Такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Взрослый может и должен вмешаться в игру, для того, чтобы поддержать игру, направить игру в нужное русло или привнести свои идеи для построения дальнейших игровых действий. Но вмешательство взрослого в игровую деятельность будет успешным, если взрослый вызывает у дошкольников доверие, именно тогда взрослый может сделать игру увлекательной и интересной, не изменяя замыслы детей.
Именно в игровой деятельности у дошкольников проявляются его личностные качества.
 Ребенок создавая игровой образ, не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки играют в дочки-матери, но при этом каждая девочка придает роли свои индивидуальные черты.
Игра с куклами в дочки-матери существовала всегда, во все времена. Это естественно: семья и взаимоотношения в семье дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, мама и папа это самые близкие, любимые люди для детей, и им всегда хочется подражать. Естественно и то, что куклы всегда привлекают девочек, потому что о детях всегда заботятся мамы или бабушки.
Рассмотрим пример. Девочки играют в игру «Дочки матери». Игра разворачивается у каждого ребенка по разному, первая девочка в игре обращается со своей дочерью вежливо, ласково, а вторая наоборот грубо и несдержанно, наказывает, критикует. Исходя из наблюдений можно сделать вывод, что поведением в игре дети копируют своих мам, как родители ведут себя с детьми, так и девочки будут в игре общаться со своими «детьми-куклами». По детским играм можно судить какие взаимоотношения у детей с родителями в семье, как общаются в семье, так будут общаться дети в детском саду со сверстниками в игре.
Окружение ребенка, будь то семья или дошкольное образовательное учреждение, являются для дошкольников примером любви к труду, к своему родному краю, взаимоотношения друг с другом. Первые приобретенные качества проявляются у детей в игре. Так как игровая деятельность у дошкольников – ведущий вид деятельности, через игры дети испытывает первые высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, учатся согласовывать свои действия с действиями сверстников.
В дошкольном возрасте у детей через игру выражается повседневная жизнедеятельность детей в детском саду и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение спектакля, экскурсия.
Таким образом, игра важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

2021