Актуальные вопросы начального общего образования

Баранова М.С. Тьюторское сопровождение формирования исследовательских умений учащихся начальной школы

Библиографическое описание:
Баранова М.С. Тьюторское сопровождение формирования исследовательских умений учащихся начальной школы // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Формирование исследовательских умений у обучающихся начальных классов является одной из самых главных задач образования на сегодняшний день. Вовлечение младших школьников в исследовательскую деятельность, начиная еще с младших классов, будет помогать им осваивать новые умения, такие как: умение принимать решения, высказывать собственные мысли, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свою точку зрения, изобретать что-то новое.

Педагогическая наука и практика всегда были направлены на развитие активной, креативной, самостоятельной и творческой личности. Так, проявление любопытства, которое дети испытывают в начале своего развития, постепенно превращается в устойчивый познавательный процесс, который со временем перерастает в стремление к новым видам деятельности, позволяющие ученику закрепиться в дальнейшем во взрослой жизни. Фактически, все познавательные интересы детей сводятся, в основном, к использованию сети Интернет и телевиденью, поэтому, для того, чтобы детей смогло заинтересовать познание окружающего мира иным образом, педагоги должны максимально раскрыть перед ними его во всем многообразии, а затем показать разнообразные способы исследования, получение новой, интересной информации.

Несмотря на широкий спектр и обилие педагогических методик, направленных на формирование у обучающихся начальных классов исследовательских умений, наблюдается уменьшение детской инициативности, мотивации, угасание любознательности, интересов детей. Отличительной чертой нынешнего образования является развитие индивидуальности абсолютно каждого учащегося, что признано на законодательном уровне и закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и других официальных документах. Однако в последние годы из-за появления различных на выбор форм образования в школе, свободного доступа школьников к любой информации посредством Интернета, выбора родителями и учениками, методов, технологий, содержания, сроков обучения, привело к тому, что традиционная роль школьного образования стала снижаться.

Одной из актуальных проблем для школьного учителя является равнодушие и нежелание учащихся приобретать знания, которые должны стать прочным фундаментом для дальнейшего профессионального самоопределения в жизни. Поэтому тьютор, согласно профессиональному стандарту, выполняет роль специалиста в области воспитания. Он занимается тьюторским сопровождением обучающихся, которое направлено на развитие их познавательной самостоятельности и активности. Одним из инструментов данного сопровождения является технология совместного с учеником поиска мотивации для обучения. Кроме того, тьютор создает индивидуальную образовательную программу и в следствии осуществляет ее анализ.

Использование принципа индивидуализации в современном образовании предполагает организацию тьторского сопровождения учащихся, которое в широком смысле можно понимать, как поиск путей для разрешения трудностей, возникающих при организации учебного процесса, и помощи обучающемуся в преодолении сложностей и проблем, путём создания условий, позволяющих им принимать оптимальные решения. В работах Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, С.В. Дудчик, и др. указывается на разноплановость сопровождения и констатируется возможность получения таких видов сопровождения при изменении их вектора, как: педагогическое, методическое, информационное, консультационное, тьюторское и т.д. Международный и отечественный опыт показывает, что одним из эффективных видов сопровождения является тьюторство, через реализацию функции «следования ученика рядом».

В связи с этим актуален вопрос разработки технологий и приёмов, направленных на индивидуализацию, разнообразие и открытость образовательного процесса в формировании исследовательских умений и навыков у детей младшего школьного возраста, психофизиологические особенности которых необходимо учитывать при планировании работы тьютора по формированию базовых основ исследовательской деятельности учащихся. Основаниями тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста является необходимость самостоятельной образовательной деятельности, сформированность желания родителей, чтобы их дети проходили индивидуальное образование и признание эффективности технологий, форм и методов тьюторского сопровождения.

Актуальной педагогической проблемой является определение тьюторства как ресурса с обширными возможностями воздействия на развитие познавательных навыков учащихся. Результаты исследований в образовательной среде свидетельствуют о том, что тьюторство способно оказывать разнообразное влияние на формирование исследовательских умений учащихся. Таким образом, тьюторство является важным инструментом развития учащихся в образовательном процессе. Обладая широким спектром возможностей, тьюторство позволяет эффективно воздействовать на стороны познавательного развития учащихся и способствовать их успешности в обучении. Однако, необходимо еще более глубоко изучить потенциал тьюторства и разработать эффективные методы его применения в образовательной среде. Это будет способствовать решению актуальной педагогической проблемы.

Проанализировав педагогическую, психологическую литературу по теме исследования, мы сделали вывод, что понятие «тьюторское сопровождение» понимается различными авторами по–разному. В данном исследовании мы придерживаемся единого подхода к пониманию "тьюторского сопровождения". Это движение тьютора вместе с тьюторантом, который разрабатывает и осуществляет свою персональную программу развития. Тьюторское сопровождение включает в себя навигацию по возможным путям развития и, при необходимости, предоставление помощи и поддержки. Этот процесс осуществляется своевременно и направлен на сопровождение изменяющейся личности тьюторанта [Ковалева Т.М., с. 33].

В исследованиях Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, С.В. Дудчик, Ковалёвой Т.М., Морозовой Е.П., А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича, была рассмотрена проблема тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений учащихся начальной школы. Опираясь на работы данных учёных, считаем, что целесообразно для тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений учащихся начальной школы использовать следующие педагогические условия:

1. разработка модели тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений учащихся начальной школы

2. разработка индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Опытно-экспериментальная работа по апробации проводилась в 4 «А» (ЭГ) и 4 «Б» (КГ) классах МАОУ СОШ №12 г. Ишима. На констатирующем этапе эксперимента была проведена первичная диагностика развития обучающихся. Для этого были определены следующие критерии, показатели и диагностические методики:

Таблица 1. Критерии и характеристики исследовательских умений

В качестве показателей исследовательских умений были выделены: «практическая готовность в реализацию учебного исследования; мотивированность учебно-исследовательской деятельности; проявление креативности в учебно-исследовательской деятельности; самостоятельность в осуществлении учебно-исследовательской работы.

Для диагностики начального уровня сформированности исследовательских умений нами были подобраны диагностические методики, представленные в таблице ниже.

Таблица 2

Диагностика исследовательских умений

Результаты диагностики показали, средний уровень сформированности исследовательских умений преобладает в контрольной группе, составляет 57%, в то время как в экспериментальной группе показатель составляет 43%. Это означает, что более чем у трети класса отсутствовали знания, конкретные умения и представления об исследовательской деятельности, дети слабо мотивированы, следовали только примеру в процессе, не проявляли самостоятельности в осуществлении исследований, часто нуждались в помощи учителя. Очень низкий результат показали учащиеся 4 «А» класса Дарья С., Дарья В., Марианна С., и Анастасия М. (отсутствие мотивации, стремлений узнавать новое, умений обобщать, классифицировать, работать самостоятельно).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых экспериментальной группы выявлен низкий и средний уровни сформированности исследовательских умений, что говорит о необходимости работы в данном направлении. С этой целью нами были разработаны педагогические условия, которые будут реализованы на формирующем этапе эксперимента.

После реализации педагогических условий, данные повторной диагностики свидетельствуют о том, что средний уровень в контрольной группе остался неизменным, а в экспериментальной группе он повысился на 7%. В контрольной группе наблюдается снижение низкого уровня на 22%, а в экспериментальной группе снижение также составляет 22%. Уровень уверенности детей в себе значительно возрос, они проявляют интерес к исследовательской деятельности, проектированию, их внутренняя мотивация к познанию окружающего мира стала более выраженной. В результате проекта, дети приобрели навыки самостоятельной работы, научились формулировать гипотезы, определять проблемы, ставить цели и задачи, и успешно достигать их. Эти полученные результаты подтверждают эффективность разработанного комплекса проектов в формировании исследовательских умений у младших школьников.

Таким образом, результаты повторной диагностики подтверждают эффективность разработанного комплекса условий, реализованного в экспериментальной группе.

Литература:

1.Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 143-147.

2.Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 164-166.

3.Алещенко, С.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений / С.В. Алещенко – Томск: ПМСС, 2014. – 40 с.

4.Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение познавательных интересов младших школьников / С.В. Дудчик // Открытое образование. – 2006. – № 1. – С. 33-39.

5.Дудчик, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Дудчик Светлана Викторовна. - Москва, 2008. - 234 с.

6.Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М.: Инноватор, 1995. - С. 58.

7. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с.
2023