Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Дегтерева Л. Б. Рефлексия и её применение на уроках истории и обществознания

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

В современном обучении важна активность и сознательность ученика. Ребенок может быть активен, только тогда когда ему понятна цель учения.
Этап рефлексии на уроке является одним из главных условий создания развивающей среды. Как отмечают психологи, становление и развитие духовной жизни связано с рефлексией. Термин рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В словарях дается определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».
 Рефлексия многообразна. При выборе вида рефлексии нужно учитывать разные аспекты: цель урока, учебный материал, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учеников. Рефлексия может осуществляться на любом его этапе урока.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока:
1. Рефлексия по содержанию: символическая, устная и письменная.
2. Рефлексия по форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
3. Рефлексия по цели:
3.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
3.2. Рефлексия деятельности.
3.3.Рефлексия содержания учебного материала.
3.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Данная рефлексия устанавливает эмоциональный контакт с группой в начале или в конце деятельности.

Используемые методики

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные красные и жёлтые цветы. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам урок понравился - прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – жёлтый цветок».
3. «Дерево чувств». Если ученик чувствует себя комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного цвета.
4. «Мишень настроения». Мишень делится на цветовые зоны (каждый цвет соответствует определенному настроению), ученики прикрепляют человечков на те цвета, с которыми ассоциируют свое настроение в начале и в конце урока (таким образом можно проследить динамику настроения).
3.2. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом.

Используемые методики

1. «Лесенка успеха. Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось, средняя ступенька - у меня были проблемы, верхняя ступенька - мне всё удалось.
2. «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать итоги своей работы. Например, руки вверх - довольны, руки вниз - не довольны, закрыть лицо руками - безразлично.
3. «Огонёк общения». Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко должен рассказать, что его порадовало или огорчило.
4. «Дерево успеха». Зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.
3.3.Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Используемые методики

1. Приём синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмыслить нового.
 2. «Пятёрочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец - для меня важно и интересно. Указательный палец - мне было трудно (не понравилось). Средний палец - для меня было недостаточно. Безымянный палец - мое настроение. Мизинец - мои предложения.
3. «Мишень». Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке анонимно, все листочки кладутся в корзину, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
5. «Для меня сегодняшний урок…» Ученики в индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие работу ученика на уроке.
6. В конце урока ученики заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
7. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Вариантов проведения рефлексии невероятно много. Главное, чтобы это было для ребенка интересно, увлекательно, полезно.

Библиографический список

1.       Баранова Л. В. Использование методов рефлексии на уроках истории и обществознания // Альманах мировой науки. – 2017. – №. 4-1. – С. 101-102.
2.       Гугнина О. В. Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока обществознания в условиях ФГОС //Преподавание истории в школе. – 2017. – №. 3. – С. 55-58.
3.       Куликова В.В., Заярная И.А. Организация процесса рефлексии как метода познания // Наука и школа. 2019. № 1. С. 147-154.
2021