Пирогова М.Б. Презентация в работе педагога для детей начальной школы
Библиографическое описание: Пирогова М.Б. Презентация в работе педагога для детей начальной школы // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
«Презентация в узком смысле слова – это электронные документы своего рода, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным».
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. В презентацию можно добавить фотографии, картинки, схемы, таблицы, другой материал, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобные приемы в значительной степени опираются на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Применение презентаций на занятиях дает возможность представить изучаемый материал с элементами контроля усвоения знаний, например, тесты. Широко применять игровые технологии, представляя задания в виде кроссвордов, викторин и т.п.
При разработке интерактивной презентации конкретного занятия необходимо определить:
- какие темы стоит "поддерживать" интерактивными презентациями и для решения каких дидактических задач;
- план организации занятия с использованием интерактивной презентации;
- формирование каких навыков и умений обучающихся можно производить с использованием данной технологии.
К преимуществам использования интерактивный презентаций, на наш взгляд, можно отнести:
- при составлении схем и таблиц, заранее подготовленный педагогом материал дает возможность задать темп, в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению;
- презентация позволяет обучающимся сравнивать представленные документы, анализировать, делать выводы, как с помощью педагога, так и ознакомившись с материалом самостоятельно. Затем ответить на вопросы педагога;
- грамотно выполненные презентации повышают интерес к изучению материала;
- данный вид деятельности дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.
К рискам использования интерактивных презентаций на занятии можно отнести:
- «заданность» занятия, необходимость следовать заранее выработанному плану. Если происходит отклонение от заданного материала, что может произойти на любом занятии, необходимо отказаться от материала, представлено в презентации;
- превращение презентации в некий «заменитель» педагога, превращение занятия в просмотр картинок и заданной информации;
- подготовка такого вида программ требует от педагога соответствующей подготовки, высокого уровня владения компьютерными технологиями;
- большое время на подготовку презентации – даже при достаточном же опыте работы создание презентации в среднем до трех часов, а то и более, в зависимости от сложности материала.
Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных презентаций на занятии можно назвать возможность создания как презентаций по отдельным занятиям, так и целые системы занятий по темам.
Возможность использования таких современных технологий обучения как, личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте сверстников и педагога.
Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Подготовка такого вида программ требует определенной подготовки педагога. Учитывая, что на подготовку презентации уходит большое количество времени, при загруженности педагога, это можно, отнести к главному «недостатку» использования данной технологии. Однако, положительных сторон гораздо больше, и поэтому использование мультимедийных презентаций на занятии важно использовать на занятиях и презентациях своей деятельности.