Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Садовая М. А., Селянинова Е. В. Формирование коммуникативных качеств детей с ОНР через диалогическую речь посредством дидактической игры-ходилки «Путешествие Маши и Вани»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


По признанию специалистов всего мира, период дошкольного детства является фундаментом для дальнейшего развития человека. Особенно огромна роль общения в период детства. Для ребенка общение с окружающими его людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его становления. Именно поэтому значимой частью социализации ребенка являются коммуникативные способности, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Исследователи подчеркивают первичность формирования диалога в монологической речи, поэтому формирование этих сторон речи – одна из приоритетных задач для педагога.
У детей с ОНР имеются нарушения в речевом развитии. Эти нарушения затрагивают все речевые компоненты (словарь, грамматика, связная речь), в связи с этим, дошкольники с ОНР могут стесняться своей речи, так как понимают, что плохо говорят и не могут четко выразить свои мысли, нет контакта с взрослыми и сверстниками, может появиться негативизм, заторможенность либо, наоборот, гиперактивность.
У данной категории детей также отмечается скудная диалогическая речь: детям сложно правильно и доступно сформулировать какой-либо вопрос, ответить развернутым предложением либо составить небольшой рассказ. Отмечаются трудности в построении монолога: например, составление описательного рассказа на предложенную тему, пересказ текста, итог – неполноценное речевое общение, либо ребенок может замкнуться и замолчать.
У дошкольников с ОНР основными задачами развития речи является не только формирование фонетико-фонематических процессов, но и развитие их речевой активности, обогащение словаря, формирование диалога и монолога. Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию связной речи дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Мы предлагаем одну из таких игр - настольная дидактическая игра – ходилка. Изучив литературу, сделав выводы и учитывая возрастные особенности детей, мы разработали дидактическую игру, направленную на решение задачи по формированию диалогической и монологической речи через формы малого фольклора. На наш взгляд, фольклор является одним из богатейших источников речевого и познавательного развития. Приобщение детей к устному народному творчеству, позволяет решать коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Программное содержание данной игры выражается через решение следующих задач:
1.       Развивать связную диалогическую речь детей посредством устного народного творчества (потешки, заклички, сказки, колыбельные);
2.       Формировать и обогащать словарный запас, упражнять в употреблении существительных, обозначающих детенышей животных;
3.       Совершенствовать выразительность и эмоциональность речи, звуковую культуру речи.
4.       Воспитывать уважение к устному творчеству русского народа, интерес к настольной игре.
Игра «Путешествие Маши и Вани» состоит из игрового поля, кубика, и двух героев, заменяющих фишки.
Ход игры – на игровом поле дорога из разноцветных кружков, обозначающих точки движения; к каждому кружку идет стрелка, указывающая направление движения. Дети поочерёдно бросают кубик, определяя количество точек движения по указанному направлению. Так же на игровом поле располагаются остановки с заданиями, выполнив которое, игрок продолжает свой путь.
Остановка «Потешки» - в кармашке находятся карточки с зашифрованными потешками. Ребёнок угадывает и проговаривает потешку.
Остановка «Дед Мороз» (ладонь) – выполнение пальчиковой гимнастики. («Наша дружная семья»).
Остановка «Звуковая книжечка» - книжечка с изображением животных, дети должны имитировать голоса животных (игра «Кто как говорит?», «Вспомни, из какой сказки животное?»).
Остановка «Волшебное дерево» - на этой остановке дерево с карточками сказочных персонажей, дети должны отгадать, из какой сказки сбежал сказочный герой (также можно рассказать сказку, из которой сбежал персонаж).
Остановка «Кто у кого?» - ребёнок подбирает каждому животному своего детеныша, проговаривает (кошка – котёнок, собака – щенок и т.д.)
Остановка «Сказки» - в конверте персонажи сказок, ребёнок рассказывает одну из сказок.
Остановка «Теремок» - в конверте персонажи сказки «Теремок», нужно заселить в Теремок персонажей по порядку (также можно рассказать сказку).
Остановка «Избушка Бабы - Яги» - карточки с картинками, нужно карточки расставить по порядку и рассказать сказку (мнемотаблица).
Остановка «Заклички» - в конверте карточки, на них изображены подсказки, дети должны догадаться, какая закличка зашифрована на карточке.
Остановка «Дом бабушки и дедушки» - это конечная остановка. Игра закончена. Ваня и Маша (имена героев можно менять) добрались до дома.
Формирование связной речи детей – это всегда актуальная тема в условиях инклюзивного образования детей с общим нарушением речи. Дидактические игры – явление сложное, но в них отчётливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение словарного запаса ведет к увеличению общения ребенка с окружающими, развиваются социально-коммуникативные навыки.
Дидактическая игра – это не только пособие, осуществляющее дидактическую цель через задачи, но и непосредственное общение ребенка с взрослым и сверстниками. Поэтому выбирая такой вариант работы, считаем его наиболее эффективным. А использование жанров устного народного творчества при этом повышает уровень речевого развития дошкольника с ОНР. Апробировав пособие с детьми, мы увидели, что детям было интересно играть, как в индивидуальной форме с взрослыми, так и совместно со сверстниками. Дошкольники в ходе игры учились общаться друг с другом, некоторые могли объяснить правила игры другим детям, то есть пропадало изначальное стеснение при общении с окружающими.
Таким образом, следуя современным тенденциям в образовании, требующим профессиональный и оригинальный подход к решению педагогических задач, считаем развитие коммуникативных качеств детей с общим нарушением речи через данную дидактическую игру одним из эффективных методов, где с помощью устного народного творчества идет развитие не только самих коммуникативных качеств, общения, но и развитие эмоциональной стороны речи, её выразительность, темп, плавность.
Список литературы.
1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Детство-пресс, 2016.
2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М., Эксмо, 2017.
3. Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Эксмо, 2017.
4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


Приложение 1

Настольная дидактическая игра-ходилка

«Путешествие Маши и Вани».




Приложение 2

Остановки.


 

Рисунки 1, 2. Остановка «Потешки»


Рисунок 3. Остановка «Дед Мороз»


Рисунок 4. Остановка «Звуковая книжечка»


 

Рисунки 5, 6. Остановка «Волшебное дерево»


Рисунок 7. Остановка «Кто у кого?»


 

Рисунки 8, 9. Остановка «Сказки».


Рисунок 10. Остановка «Теремок».


Рисунок 11. Остановка «Избушка Бабы - Яги»


Рисунок 12. Остановка «Заклички»


Рисунок 13. Остановка «Дом бабушки и дедушки»



2021